Авария на служебном авто: план действий
Разберём кейс, когда работник на служебном транспорте попал в ДТП, все живы, пострадали автомобили. Кто и в каком объёме должен компенсировать ущерб?
Первый шаг: оформить ДТП на месте
Аварию на служебном автомобиле фиксируют так же, как и любую другую. Сотрудник оформляет ДТП либо по европротоколу («по упрощёнке»), либо через инспекторов ГИБДД. Конечно, надо оперативно сообщить работодателю о происшествии.
Условия для европротокола:
- В ДТП попали не более двух транспортных средств
- У обоих участников есть действующий полис ОСАГО
- Ущерб не превышает 400 тысяч рублей
- Участники ДТП пришли к согласию по обстоятельствам аварии
- У работодателя-владельца служебного авто нет возражений
При других раскладах, чтобы составить протокол, потребуется инспектор. Вопрос о возмещении ущерба между потерпевшим, водителем служебной машины и работодателем стороны начинают решать, когда госавтоинспекция выдаст все необходимые документы по происшествию.
Второй шаг: определить виновников и потерпевших
Это ключевой момент — разобраться, кто виноват в аварии, при каких обстоятельствах она случилась.
ДТП в рабочее время приравнивается к несчастному случаю во время исполнения трудовых обязанностей. Это особенно важно, если сотрудник получил травму при аварии.
— По закону подобные ДТП расследуют, даже если они случаются по пути сотрудника на работу или с работы на служебном транспорте работодателя, — уточняет юрист Зарплаты.ру Екатерина Дикович со ссылкой на статью 227 ТК РФ.
Если виновником аварии стал сотрудник, работодатель обязан компенсировать потерпевшим материальный ущерб, согласно статье 1068 ГК РФ. Далее провести служебное расследование с экспертной комиссией для оценки происшествия. Комиссия определит, считать ли инцидент производственной травмой, какая компенсация полагается работнику.
— Работодателю необходимо собрать комиссию минимум из трёх человек (специалист по охране труда, представители профсоюза и работодателя). Если работник получил серьёзную травму, в состав комиссии включают и государственного инспектора труда, региональных и местных представителей охраны труда, других лиц в зависимости от обстоятельств, — поясняет к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева.
Обзор случаев производственных травм на служебном авто — тема для отдельной статьи. Мы же продолжим говорить о финансовой стороне вопроса, о компенсации расходов на ремонт.
Работодатель имеет право взыскать с виновника материальный ущерб. Для этого необходимо подтвердить факт вины по протоколу ДТП, затем собрать комиссию для проверки.
В состав комиссии входят бухгалтер и оценщик — им может стать сторонний эксперт. По результатам экспертизы выясняют величину ущерба в денежном выражении. Далее работодатель издаёт приказ о взыскании и направляет документ в бухгалтерию.
Здесь возможны три варианта:
1. Сотрудник добровольно согласится возместить убытки в полном объёме.
2. Из зарплаты виновника станут удерживать определённую сумму — в юридических терминах это называется «регрессное требование». Без суда вычитаемая сумма не может превышать 20% месячного заработка сотрудника.
3. Сотрудник увольняется, а компания добивается взыскания ущерба в судебном порядке.
Если авария произошла в нерабочее время и не при исполнении должностных обязанностей участника ДТП, расходы целиком лягут на сотрудника. Об этом прямо говорится в пункте 8 статьи 243 ТК РФ.
Обратите внимание: если человек ехал на служебном авто по личным целям, то ему придётся отвечать не только перед потерпевшим, но и перед работодателем. В том числе — оплачивать ремонт транспорта.
В этом случае потерпевшей признают компанию-собственника автомобиля. Водитель никаких расходов не несёт. Максимум, что можно потребовать с работника, — объяснительную. А вот получить возмещение ущерба с виновника ДТП работодателю предстоит напрямую, вероятнее всего, в судебном порядке.
Бывает, что аварию вызвали обстоятельства непреодолимой силы, например, стихийное бедствие. Тогда сотрудника, который стал участником ДТП, освобождают от материальной ответственности — нельзя требовать с него деньги.
Третий шаг: заплатить за ремонт авто
Схема простая: если у служебного авто есть ОСАГО, ущерб компенсирует страховая, если нет — расходы лягут на компанию, которой принадлежит транспорт.
Иногда страховых компенсаций не хватает на полное устранение ущерба ДТП. Сумму рассчитывают по справочникам Российского Союза Автостраховщиков, а там цены на запчасти и ремонт отличаются от актуальных. Непокрытый ущерб компании закрывают из своего бюджета.
И тут мы возвращаемся к возможности взыскать разницу с виновника ДТП — об этом прямо говорит пункт 6 статьи 243 ТК РФ. Если между сотрудником и компанией действует договор о полной материальной ответственности, то работодатель имеет право требовать с работника все понесённые расходы на ремонт служебного авто. Если договора нет, сотрудник будет отвечать только в пределах месячной зарплаты. Но даже в этом случае есть примеры, когда можно привлечь работника к ответственности, они зафиксированы в статье 243 ТК РФ:
- По результатам медицинского освидетельствования выявили, что водитель в момент ДТП был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
- Водитель умышленно повредил служебный транспорт
- Ущерб причинили в результате преступных действий
Напоследок добавим, что подобные инциденты удобнее решать мирным путём по взаимной договорённости. Иначе судебные издержки и потраченное время уничтожат всю возможную выгоду и для сотрудника, и для компании.
____
У вас на работе случались аварии на служебных машинах? Кто возмещал ущерб?