Если объединиться с другими профи, можно выполнять больше заказов или поднять цены на свои услуги. Как найти напарника и организовать с ним сотрудничество, рассказываем в статье.
Например, два маркетолога работают вместе. Иногда они передают часть нагрузки друг другу и делятся гонораром, иногда — вместе разрабатывают стратегию, проверяют друг друга и дают обратную связь прежде, чем передать проект заказчику. Или SMM-специалист партнерится с копирайтером и дизайнером, чтобы делегировать им работу с текстами и визуальным контентом, а самому заниматься только стратегией.
Плюсы фриланс-сотрудничества:
- Результат качественнее, чем при работе «в соло».
- Преодолеть прокрастинацию и найти решение в творческих профессиях проще, когда разделяешь с кем-то терзания и проблемы.
- Более стабильный поток клиентов — партнеры могут «подкидывать» друг другу работу.
- Можно перекидывать проект на партнера, у которого случилось «окно». Так можно оптимизировать нагрузку, чтобы и без дела не сидеть, и не работать по ночам.
- Экономия на софте — партнеры могут оплачивать подписку на рабочие программы вскладчину.
- Масштабные и сложные проекты в партнерстве с единомышленниками не такие уж и масштабные.
Работать в паре с другим фрилансером эпизодически или постоянно. Во втором случае получается такое компактное агентство. Кстати, партнером фрилансера может быть и другой бизнес. Например, компании-разработчику приложений понадобилось сделать специфический дизайн для клиента. Вместо того, чтобы нанимать специалиста в штат или обучать своих дизайнеров, компания находит нужного специалиста и привлекает его на проект.
Примеры партнерского фриланса
Александра Авдеева, персональный PR-менеджер, основатель бутикового PR-агентства «Знать»
Мой первый опыт партнерского фриланса начался спонтанно. Наткнулась на вакансию PR-агентства — искали менеджера. Я откликнулась, рассказала про свой опыт и образование. Мы быстро договорились о сотрудничестве, и я начала работать в агентстве на субподряде как PR-менеджер.
Условия работы были выгодными: я получала оплату по факту выхода публикаций и реализованных PR-активностей. В обязанности входили публикации в СМИ, организация эфиров на радио и телевидении и выступлений на деловых мероприятиях. Этот проект стал для меня отправной точкой в построении собственного PR-агентства, и первые клиенты пришли оттуда. Одним из успешных проектов, в которых я участвовала, стало продвижение чемпиона по боксу Ростислава Плечко. Мы оба находились в Санкт-Петербурге, поэтому было удобно организовывать его выступления на местном радио и телевидении. Кроме того, я обеспечила множество публикаций о нем в онлайн-изданиях. После такого опыта переход к полноценному бизнесу был значительно проще.
Еще я объединялась со специалистами в смежных направления. Например, после работы с PR-агентством я познакомилась с предпринимательницей, создавшей небольшое SMM-агентство. Мы стали дополнять друг друга: я занималась PR, а она SMM, и наша коллаборация с двух сторон усиливала проект.
Но не все проекты складывались удачно. В одном меня пригласили на субподряд для работы с PR-агентством, а потом партнер перестал выходить на связь и оплачивать выполненную работу. Благодаря этому опыту я поняла, как важно договариваться на предоплату и оформлять сотрудничество юридически. Потому что основной риск фриланса — недобросовестные партнеры и заказчики.
Марина Малькова, руководитель направления поисковой оптимизации в агентстве Digital TWIGA
Мы активно ищем фрилансеров через платформы вроде Upwork, Freelancer и по рекомендациям. Сотрудничество с фрилансерами дает значительные преимущества: гибкость в управлении ресурсами, возможность быстро реагировать на запросы клиентов, экономия на постоянном штате и доступ к уникальным профессиональным навыкам. Это позволяет нам оставаться конкурентоспособными и реализовывать проекты любой сложности.
Важно, чтобы фрилансер был не только технически подкован, но и хорошо вписывался в рабочий процесс. У нас был успешный проект, где мы привлекли фрилансеров для создания веб-платформы. Благодаря четкому распределению задач и регулярной коммуникации, проект был выполнен качественно и в срок, что очень впечатлило клиента.
Но были и случаи, когда проекты не удавались из-за того, что фрилансеры недооценивали сложность работы или не соблюдали сроки, что приводило к задержкам и перерасходам бюджета. Чтобы минимизировать риски, мы внедрили регулярные встречи и отчетность. Это позволяет своевременно выявлять и решать проблемы. Используем такие инструменты, как Trello и Jira, для управления задачами, а также четко прописываем ожидания и результаты в начале проекта, чтобы избежать недоразумений.
При работе с фрилансерами мы обычно договариваемся о фиксированных ставках или почасовой оплате, четко определяя объем работ. Для защиты обеих сторон мы всегда заключаем договоры, где прописаны сроки, оплата, права на интеллектуальную собственность и ответственность сторон.
Как найти себе партнера для фриланса и организовать совместную работу
Партнеров можно разделить на два типа:
- С похожими компетенциями. Например, два копирайтера или два дизайнера. С таким партнером вы сможете расширить свою «воронку», наработать более стабильный поток клиентов и подменять друг друга, если кому-то нужен перерыв в работе.
- С другими компетенциям. Например, копирайтер + дизайнер. Это уже мини-команда, которая может брать более комплексные проекты с несколькими видами услуг. А это позволит поднять ценник.
Тех и других можно найти через нетворкинг. Вот несколько каналов для деловых знакомств:
- Социальные сети. Вступайте в профессиональные сообщества и подписывайтесь на блоги. Будьте активны, но не действуйте «в лоб». Если видите человека со схожими интересами, попробуйте завязать общение и посмотреть, что из этого получится. В сообщества можно не только вступать, но и создавать их самому — это очень выгодная инвестиция времени в бизнес и личный бренд.
- Мероприятия. Курсы, марафоны, вебинары, конкурсы, бизнес-завтраки и т. п. Найти полезные знакомства можно и на онлайн- и на оффлайн-ивентах. Главное быть на них активным.
- Текущие проекты. Партнеров можно найти и через клиентов, на которых вы сейчас работаете. Например, если сотрудничаете с агентством, можно познакомиться и завязать дружбу с другими исполнителями.
- Личный бренд. Собственный блог или участие в конференциях в качестве спикера могут принести не только клиентов, но и партнеров для бизнеса.
Фриланс-партнеров можно искать среди коллег по рынку, которые нуждаются в дополнительных специалистах. Особенно это актуально для тех, у кого уже налажена лидогенерация и есть стабильный поток клиентов. Они могут предложить процент от дохода в зависимости от вашего опыта и уровня. В начале карьеры лучше сотрудничать с профильными агентствами — это позволит собрать разноплановые работы для портфолио. Партнер должен выполнять свои обязательства. Важно, чтобы вы мыслили в одном направлении и двигались к общим результатам. — рекомендует Александра Авдеева.
Если вы планируете не просто обмениваться контактами клиентов, а именно сотрудничать, то нужно будет «на берегу» обговорить все условия, в первую очередь — распределение нагрузки и «дележка» гонораров. В идеале заключить договор, даже если вы доверяете партнеру. Или хотя бы выписать все договоренности в текстовом документе или мессенджере. Так вы избежите недопонимания и срывов проектов из-за забывчивости одного из вас.
Договариваться о финансовых условиях и делить доходы в партнерских проектах нужно заранее. Лучше всего оформлять такие договоренности юридически, подписанный договор – это отправная точка для обсуждения всех нюансов, он помогает снизить риски. Но документы не всегда гарантируют выполнение обязательств. Поэтому важно сохранять автономность: всегда будьте готовы продолжить работу самостоятельно, если партнерство не сложится, — говорит Александра Авдеева.
Заведите общую систему хранения и отслеживания проектов. Вам скорее всего не обойтись без облачных хранилищ и канбан-досок для отслеживания задач и дедлайнов, например, Trello или Asana.
Договоритесь о регулярной обратной связи. Это могут быть видео или реальные встречи (если вы живете в одном городе), переписка в мессенджере или комментирование документов в облаке. Первый вариант, конечно, предпочтительнее — при живом общении проще проговорить все детали и придумать новые идеи.
И наконец, учитесь работать в команде! Этот навык пригодится и в партнерстве, и для собственного дела.
Поставьте 🔥, если статья была полезной!
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы