Будни «Тёти Моти» и проблемы с кадрами: история салона красоты
Эта история от селф-мейд вумен Марии. Она рискнула открыть бизнес и стойко пережила ковидные ограничения, а прямо сейчас приспосабливается к новым реалиям. Дочитайте до конца, если никак не решаетесь запустить своё дело или ищете работу в бьюти-индустрии.
Всё произошло случайно... или нет
Я работала администратором в салоне красоты и совсем не планировала открывать своё дело.
Однажды увидела на Авито интересное объявление. Продавался салон красоты, очень дёшево — 300 тысяч рублей, буквально в десяти минутах от моего дома в Южном Бутово. Почему не сходить и не посмотреть?
Это было маленькое помещение, 35 квадратов, простенькое оборудование, скромный интерьер. И вдруг я загорелась, почему бы не попробовать?
Откуда-то пришла уверенность: у меня получится, я же сама работала в салоне красоты и знала всю «кухню». Вот сейчас я бы, наверное, не рискнула. А тогда — раз! — взяла и купила себе этот салон.
Материал по теме: Смена деятельности — новые горизонты или проблемы?
«Тётя Мотя»
Салон пришёл ко мне уже с названием, и я не стала его менять.
31 декабря 2020 года «Тётя Мотя» стала моей. Хозяйка продавала бизнес дёшево, потому что ограничения в пандемию нанесли серьёзный урон.
Из персонала мне достались в наследство мастера ногтевого сервиса и мастер-бровист. Из двух специалистов по маникюру одну я уволила сразу, как увидела результаты её работ. Со второй мастерицей тоже пришлось расстаться через месяц.
Я понимала, что для раскрутки «Тёте Моте» нужно завоевать репутацию «на районе». Планку качества мы сразу поставили очень высокую. Через 7 месяцев я добавила ещё одну услугу — наращивание ресниц. Дела потихоньку пошли в гору.
В этом году мой салон переехал в более просторное помещение, сейчас запускаем новое направление — массаж.
Проблемы с кадрами
По моему опыту, для небольшого районного салона нужно 2 администратора со сменным графиком, по два мастера на ногтевой сервис, лучше, конечно, четыре, по одному специалисту на брови и ресницы.
Оказалось, что очень трудно найти хороших мастеров и администраторов. И дело не в том, что у меня какие-то специфические требования. Взять, например, вакансию администратора. Его обязанности просты и понятны: встретить клиента, отвести к мастеру, внести запись в программу, предложить чай или кофе, потом принять оплату услуг на кассе. Но ещё на этапе стажировки часто выясняется, что люди не справляются с этой работой. Почему? У меня нет ответа.
Другой негативный момент — отношение соискателей к трудоустройству.
Примерно 8 из 10 собеседований у меня не состоялись просто потому, что кандидат не явился. Человек подтверждает встречу за несколько часов — а потом просто пропадает с горизонта и не выходит на связь. Может быть, мне просто не везло?
Но хуже всего, когда с мастером уже договорились на пробный рабочий день, уже сформировали запись клиентов, а человек не приходит. Да, такое тоже бывало.
Теперь я очень дорожу проверенными и надёжными сотрудниками. Понимаю, как много времени и сил уйдёт на поиск новых.
Материал по теме: «Конфликт в коллективе — не повод хлопать дверью»: внутренняя кухня салона красоты
О зарплатных ожиданиях
Мастер в салоне красоты может зарабатывать очень приличные деньги. Около 70 тысяч рублей на руки — это неплохой доход, согласитесь.
И вот говоришь человеку, что у нас средняя выручка 3 тысячи рублей в день, а с процентом по закрытым чекам это может быть и 5 тысяч, и больше. А человек отвечает: это мало, хочу 8 тысяч, а ещё лучше — 15. Причём это говорит мастер с обычными работами, не профессионал лакшери-класса.
Ещё совсем недавно рынок был сильно «перегрет», спрос на мастеров привёл к завышенным ожиданиям соискателей. Сейчас многие салоны закрываются, уменьшается поток клиентов. Планка по зарплате у мастеров снижается.
О влиянии экономического кризиса
Во-первых, с конца февраля 2022-го начал падать спрос на услуги в индустрии красоты. Многие люди растеряны, напуганы, просто боятся тратить лишние деньги на уход за собой.
Во-вторых, резко выросли цены на материалы и расходники.
Я изо всех сил удерживала прайс первый месяц. Работала в убыток себе, чтобы не потерять клиентов. Но в апреле, когда стало понятно, что новые реалии с нами надолго, пришлось поднять цены.
Ненамного, на 100-150 рублей. И всё равно записей сразу стало меньше. Иногда я встречаю во дворе или на улице знакомых клиентов, а они грустно говорят: «Не знаю, когда в следующий раз смогу прийти в "Тётю Мотю"».
Наша надежда и опора — офисные работники, люди, соблюдающие дресс-код. Им необходима презентабельная внешность в любые времена. Добавились и клиенты, которые ходят по собеседованиям в поисках работы — им тоже необходим как минимум аккуратный маникюр.
А сейчас ещё лето начнётся, так что педикюр тоже станет более востребованной услугой. В общем, я не теряю оптимизма ;)
Стоит ли сейчас открывать свой салон?
Советую десять раз подумать, насколько вы готовы к работе в режиме неопределённости.
Конечно, бизнес — это всегда риск, но сейчас все риски максимальны. Рынок замер, притих, ждёт перемен к лучшему. Спрос падает, цены растут.
Даже простой ремонт в помещении будет, как говорится, по цене каменного моста — ведь строительные материалы тоже подорожали. Не говорю уже про оборудование, материалы, расходники.
Но если вы верите в себя и хотите открываться — дерзайте. Советую тщательно выбирать локацию.
Банально: если в доме уже есть три салона красоты, не нужно там открывать четвёртый. А ещё не гонитесь за площадью и количеством услуг. Начинайте с малого и не делайте лишних вложений на старте. Ведь потерять 300 тысяч и три миллиона рублей в случае неудачи — разные вещи.
На чём стоит сфокусироваться? На персонале! Это ваш главный капитал. Поверьте, люди закроют глаза на скромное оформление и дешёвый ремонт, если у вас классный сервис. А вот если ваш мастер оставляет подтёки лака и портит кутикулу, а администратор хамит — вы прогорите с вероятностью 100%.
Как бы там ни было, а я по жизни оптимист, чего всем желаю!
Материал по теме: Крафт и дополнительный заработок: как монетизировать хобби?
__
Кстати, самое время проверить свежие вакансии в сфере услуг красоты, ногтевого сервиса и парикмахерских :-)