«Слышь, не дерзи мне»: как блокировать хамство коллеги, не опускаясь до его уровня

«Слышь, не дерзи мне»: как блокировать хамство коллеги, не опускаясь до его уровня

Продолжаем разбирать нюансы общения с проблемными коллегами. В предыдущих выпусках говорили о нытиках и озлобленных, сегодня в фокусе хамы. Почитайте, какие приемы они используют и как этому противостоять, не теряя лицо.

50 оттенков грубости

Самая распространенная, очевидная форма хамства — прямое оскорбление в духе «Вы же идиот, как вас вообще взяли на работу?!» Уничижительные выпады могут быть в сторону профессиональных качеств, привычек, действий или бездействия — это прямое нарушение личных границ и корпоративной этики. Бывает и завуалированное хамство — пассивная агрессия, которую важно вовремя распознать и блокировать. Оксана Васько — практикующий психолог и тренер по гибким навыкам — приводит популярные типы хамства.

  • Упреки

«Неужели так трудно было сделать по-человечески?»

  • Сарказм

 – Вы опоздали на совещание на полчаса– Зато вы пришли вовремя

  • Игнор, исключение из коммуникации

 – Ты можешь помочь мне с проектом? – А пойду-ка я обедать…

  • Обесценивание

 «Да кому интересны твои проблемы с клиентом?»

  • Непрошеные советы

 «А не надо лезть со своим мнением на собрании»

  • Неуместные обобщения

«Ну, это все знают, ты с какой планеты к нам свалился?»

  • Преувеличение ошибок

«Из-за твоих косяков скоро все клиенты сбегут, а компания обанкротится»

Психолог Даниэль Первов, руководитель центра «Обитель Бабалон», дополняет палитру хамства еще тремя оттенками:

  • «Кастовая» грубость — руководитель или статусный сотрудник пренебрегает мнением и достоинством коллеги, чувствуя вседозволенность.
  • Разговор на повышенных тонах — вас буквально «затыкают», перекрикивают, оказывают психологическое давление тоном и громкостью.
  • Ненормативная лексика — это не просто нарушение этики, но и попытка унизить собеседника, задеть его человеческое достоинство.

Как реагировать

В двух словах — не терпите. Татьяна Любимова, коуч по личностному развитию, подчеркивает, хамские приемы в коллективе — общая проблема, решать ее нужно совместными усилиями.

Возможно, вашей первой реакцией станет ответная агрессия или злость. Но гораздо эффективнее проигнорировать выпад, а затем прямо и позитивно обратиться к хаму, призывая общаться корректно. Контролируйте эмоции, сохраняйте спокойствие и предложите говорить по существу.

Спокойствие при провокациях — мощный инструмент и показатель силы, соглашается с коллегой нейропсихолог Марина Винберг. Если человек видит, что его нападки не вызывают у вас явной реакции, это пошатнет его уверенность. Поэтому стоит ясно и четко обозначить границы, например: «Давайте общаться уважительно», «Пожалуйста, выразите свою мысль без оскорблений». Важно, чтобы остальной коллектив прямо или косвенно поддержал вашу линию — тогда хам окажется в слабой позиции и вынужден будет держать себя в руках. Если грубость становится систематической, можно привлечь к этой проблеме руководство или HR-отдел. Прогрессивные компании дорожат корпоративной культурой и не терпят подобного поведения.

Марина Винберг и Оксана Васько предлагают использовать технику ненасильственного общения, ННО. Ее разработал психолог Маршалл Розенберг — суть в том, чтобы выражать чувства и потребности без обид и агрессии через «Я-высказывания»: «Когда я слышу такие слова, я чувствую … и мне нужна …». Оксана Васько приводит пример, как это может выглядеть в диалоге с хамоватым коллегой:

— Что за ерунду ты плетешь?

— Мы сейчас с тобой обсуждали варианты развития департамента: ты приводил свои аргументы, а я — свои. Мои доводы ты считаешь ерундой. Мне неприятно такое обесценивание. Давай будем аккуратнее в формулировках, потому что слова типа «ерунда» уводят нас от решения задачи.

В каждой ситуации свои нюансы, эксперты рекомендуют лишь общий вектор:

  1. Спокойно и однозначно дать понять, что с вами так разговаривать нельзя
  2. Предложить более цивилизованный способ вести диалог

А вот с пассивной агрессией сложнее — коллега всегда может сделать вид, что ничего дурного не имел в виду 😇 Психолог Даниэль Первов считает, что в эти игры не стоит ввязываться, лучше сразу расставить точки над «ё». Открыто и прилюдно спросите у собеседника: есть ли претензии или идеи, как улучшить работу, чего он хочет добиться своей репликой.

Не бойтесь прослыть душнилой, давите прямотой. Например, если коллега намеренно «забывает» отправить вам важную информацию, выражайтесь предметно: «Могли бы вы сегодня до конца дня переслать мне данные? Это критично для проекта». Такой подход оставляет мало места для маневра и подчеркивает вашу приверженность делу.

Резюмируем словами Даниэля Первова:

Помните, что в любой конфликтной ситуации на работе ваша цель — сохранить профессионализм и найти решение, а не выиграть спор. На хамство нужно реагировать спокойно, корректно и уверенно — так вы не только защищаете свои границы, но и демонстрируете высокий уровень эмоционального интеллекта, помогаете коллективу наладить адекватные стандарты общения.

И самый важный совет: никакая работа и зарплата не стоят ежедневных унижений. Если сделали все, что могли, но обстановка в коллективе как в камере пыток — смело меняйте работодателя. Честно, вакансий в стране выше крыши, кадровый голод во многих сферах зачем терпеть, если хватает вариантов получше.


Знаете примеры, когда хама успешно «перевоспитали» в коллективе? Пишите нам по форме обратной связи 👇 — поделимся вашей историей с читателями

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0