Нейросети существенно ускоряют работу многих компаний, но не все люди легко принимают новые технологии. CEO IT-компании AppEvent Алексей Лихацкий рассказал, как «подружить» с нейросетями даже заядлых консерваторов и убедить сотрудников в полезности ИИ.
Когда интегрировать ИИ в работу сотрудников
Если отвечать на этот вопрос кратко — когда захотите оптимизировать работу и получать результаты от команды быстрее. Кого-то на внедрение ИИ толкают успешные кейсы конкурентов. Другие хотят следовать трендам. В нашем случае команду мотивировал интерес к новинкам и желание облегчить сотрудникам рутину, повысить их продуктивность.
Если начали размышлять — пора пробовать, это и есть ваш «зеленый флаг» и момент для интеграции. Существуют разные модели: одни работают с текстом и файлами, другие — создают изображения по вашему запросу. Сейчас разобраться в работе ИИ проще, потому что это тренд, а о трендах есть статьи, гайды и рекомендации.
Однако важно помнить: полностью доверять искусственному интеллекту рабочие задачи и не контролировать результат — плохое решение. Машине все еще нужен квалифицированный специалист, который поправит финальный результат с помощью своих знаний. Поэтому важно, чтобы сотрудник осознавал, для чего ему этот инструмент.
Шесть этапов, чтобы «подружить» сотрудников с ИИ
Все этапы для плавного внедрения ИИ в работу — наш кейс. Возможно, вашей компании понадобится сократить путь или наоборот, провести еще одну встречу, чтобы закрепить результат.
- Организуйте совещание с каждым отделом. Этот шаг — условная «подготовка почвы» перед тем, как знакомить сотрудников с ИИ. Если в компании проходят ежедневные летучки отделов, можно интегрировать обсуждение туда. В нашем случае мы собирались отдельно по поводу нового инструмента.
Эта встреча нужна, чтобы продать идею об интеграции нейросетей в работу. Нельзя в приказном порядке изменить привычные действия сотрудников и ждать результатов. Подготовьте их к этому. Узнайте, пользовались ли специалисты ИИ раннее, как относятся к искусственному интеллекту. С помощью такого диалога сразу выявите тех, кто будет сопротивляться новому. Чтобы настроить сотрудников на позитивный лад, подготовьте успешные кейсы других компаний, ваших конкурентов.
- Проведите обучающие митапы. После подготовительной встречи организуйте один или два обучающих митапа. На них покажите, какой инструмент для работы выбрали. В нашем случае это была подписка на сервис AIAcademy, который включает в себя несколько нейросетей. С помощью демонстрации экрана покажите, как пользоваться платформой. Для этого нужно заранее создать запросы и показать выполненные задачи. Чем больше лайфхаков покажете коллегам, тем лучше. Итогом встреч должно стать базовое понимание, как устроен инструмент.
- Определите рутинные задачи. После обучения попросите сотрудников составить список их ежедневных задач. Пусть проанализируют их и выделят те, которые можно переложить на ИИ.
Поставьте команде конкретное ТЗ: найти пять таких задач. Число должно быть не слишком большим, чтобы не отбить желание выполнить задание, но и не слишком маленьким, чтобы сотруднику было что тестировать. В нашем случае коллеги просили помощи друг друга, что расширило их списки еще на две-три позиции благодаря взгляду со стороны.
- Попробуйте ИИ на выбранных задачах. Мы дали сотрудникам неделю на тестирование работы нейросетей. Коллеги видели запросы друг друга: это еще одна ненавязчивая форма контроля, источник вдохновения и мотивации.
Именно на этом этапе сотрудники осознают, что ИИ на самом деле полезен — он быстрее решает рутинные задачи. Конечно, не обходится без правок, однако легче внести коррективы в уже сделанную работу, чем собирать задачу с нуля. После пробной недели количество задач, которые можно решить с ИИ, увеличилось еще на несколько пунктов, так как сотрудники лучше разобрались с инструментом и стали ему доверять.
- Покажите сотрудникам результаты. Проведите финальную встречу и подведите итоги, например, поделитесь скриншотами удачных решений.
- Составьте базу знаний. Труды коллектива не должны пропадать, поэтому соберите все удачно сформулированные запросы и решения в базу знаний в вашем корпоративном мессенджере или рабочем пространстве. База знаний по ИИ может включать в себя: информацию о моделях, список задач, применимых к ИИ, скриншоты диалогов, гипотезы, ссылки на гайды по использованию.
Три совета, которые помогут сотруднику эффективно использовать нейросети
- Не все модели умеют считывать данные по ссылке. Поэтому загружайте в диалог с ИИ файлы, чтобы передать большой объем информации. Скопируйте необходимую информацию в файл, соберите ее в таблицу, а после отошлите нейросети. Так пул задач, с которым поможет ИИ станет еще шире.
- Создайте в корпоративном мессенджере отдельную ветку для удачных или смешных запросов при работе с ИИ. Процесс создания запроса станет поводом поделиться с коллегами успехом или забавным случаем. Обмен удачными примерами повысит лояльность сотрудников к ИИ, и снизит их тревожность по поводу нового инструмента.
- Применяйте искусственный интеллект сами и призывайте руководство. Собирайте квартальные и годовые отчеты, используя визуал от ИИ. Если директор компании хочет внедрить в структуру нечто новое, он должен начинать с себя. Рассказывайте о своих успехах в автоматизации рутины и мотивируйте подчиненных реальными действиями.
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы