Смена специализации внутри компании: да или нет?
Будущую профессию принято выбирать лет в 17. Если вы отучились в вузе или техникуме, пошли работать и поняли, что не ошиблись с выбором работы, вам повезло. Если заскучали или разочаровались в своей сфере, значит пора что-то менять.
Почему смена деятельности внутри компании — это удобно?
- Вы знаете бизнес-процессы. Остаётесь в компании и экономите время. Ведь в основных рабочих процессах разбираться уже не надо.
- Вы знаете людей. Разбираетесь, кто и насколько компетентен, кто поможет решить специфические задачи.
- Вас тоже знают. Руководство и коллеги помнят, как вы справлялись с другой работой, поэтому быстрее вовлекают вас в новые активности.
— Если в компании есть интересные и подходящие для вас должности, то растите внутри организации. Тут у вас уже есть имя, репутация — социальный капитал. Это значительно облегчает рост: не нужно тратить время, чтобы зарекомендовать себя с нуля, — уверена руководитель группы по подбору персонала ICL Services Людмила Чернова.
- Вы можете решить какие-то вопросы за счёт личных связей. Например, хотите сменить сферу деятельности, но не хватает знаний. Поговорите с руководителем интересующего направления: возможно, он согласится обучать вас или выделит сотрудника.
- Вы можете откатить всё назад. Если новая должность вам не понравилась, вернуться на старую будет проще, если вы остались в рамках компании, особенно если на прошлой должности хорошо себя зарекомендовали.
— Я работала редактором в крупном интернет-агентстве и присматривалась к должности SEO-специалиста. Хотела попробовать свои силы, но понимала, что знаний мне не хватает. Тогда я обратилась к руководителю SEO-подразделения, меня прикрепили к специалисту из штата, который занялся моим обучением. Уже через месяц я самостоятельно вела проект. Если бы откликнулась на вакансию в другой компании, меня бы не взяли на работу: опыта не было, а обучать «сырого» сотрудника работодателю интереса нет. Какое-то время я совмещала новую должность со старой, но вскоре поняла, что SEO не моё, и вернулась полностью на позицию редактора. Опять же: если бы я уволилась и перешла на работу на новую позицию в другую компанию, то вернуться к прежней должности так легко бы не смогла, — делится своим примером Анастасия.
Пошаговая инструкция смены должности
- Зарекомендуйте себя. Сотруднику, за которым нужно всё переделывать, который опаздывает и в целом не хватает с неба звёзд, едва ли дадут развиваться в компании.
- Изучите возможности компании. Узнайте, в каких отделах дефицит сотрудников, где открыты или скоро откроются вакансии, желает ли руководство усилить команду.
- Определите, какие soft skills нужны. Подумайте, какими качествами вы должны обладать, чтобы желаемая работа «пришлась вам в пору».
- Обучайтесь. На одних soft skills далеко не уедешь, нужны хотя бы базовые знания по специальности. Пройдите подходящие курсы или попросите специалистов компании обучить вас незнакомым вещам.
- Заявите о желании двигаться. Никто не узнает, что вы хотите перейти на другую должность, если будете молчать. Поговорите с отделом кадров или с руководством. Возможно, вам предложат стажировку, назначат помощником, чтобы погрузить в задачи.
- Транслируйте пользу. Что вы можете предложить на новой должности, как хотите развиваться в выбранном направлении? Озвучьте это руководителю, даже если на данный момент желаемой вакансии нет.
- Будьте на подхвате. Если кто-то уходит в отпуск, заболел или не успевает закрывать задачи, предложите помощь. Вашу проактивность оценят, а вы получите опыт и связи.
— Я занималась тренингами, курсами для сотрудников компании, сидела в одном кабинете с кадровиками. Когда эйчар неожиданно уволилась, я взяла часть её задач на себя. За время общения я уже немного погрузилась в тему. Какое-то время закрывала оперативку, а когда на работу взяли эйчара, меня поставили руководителем подразделения. У меня был и опыт руководителя, и понимание задач специалиста по кадрам, так что я оказалась идеальным кандидатом, — рассказывает свою историю Анна.
8. Приготовьтесь к потере статуса. Вы можете добиться успеха на своём месте, но начать с нуля в новом статусе. Вам придётся «прислушиваться к старшим».
Когда не нужно менять должность?
Людмила Чернова добавляет, что рост внутри компании не подойдёт вам, если вы объективно не видите в организации интересных перспектив для себя.
— Например, вы хотите заниматься машинным зрением, а в компании такого нет и не будет, потому что она специализируется на мобильной разработке. Остаётся только уходить. Но даже при таком исходе предварительно обсудите с руководством имеющиеся в компании возможности, вдруг для вас всё-таки найдётся альтернатива, — советует эксперт.
Отказаться от смены должности нужно, если ваш опыт и личные качества не соответствуют требованиям. Примером делится Светлана Кугай, финансовый директор ИП Кугай С.М.:
— У моего клиента был ассистент: шустрая, коммуникабельная девушка, задания выполняла быстро и качественно. Клиент решил поставить её руководителем на новый проект. Он был уверен в хороших результатах работы девушки, так как она очень ответственная и переживает за компанию. Но через месяц проект провалился, а работница написала заявление об увольнении. Успех сотрудника на одной должности вовсе не гарантирует успех на другой. У девушки не было опыта управления: раньше она получала задания, а теперь ей нужно было самой ставить задачи. Никто девушку этому не учил. К сожалению, это довольно частая ошибка при перемещении сотрудника внутри небольших предприятий. Девушка тяжело переживала неудачу и не захотела оставаться в коллективе. В результате компания не получила руководителя и потеряла хорошего ассистента.
__
Делитесь опытом: меняли специализацию в рамках компании?