Конкуренция между сотрудниками: пресекать или поощрять?

Конкуренция между сотрудниками: пресекать или поощрять?

Соперничество в команде может повысить мотивацию, улучшить сервис и привести больше клиентов, а может превратить рабочее место в поле битвы. Рассказываем, как использовать состязательный дух на пользу.

Нужна ли конкуренция на работе

Люди любят соревноваться — так устроена человеческая психика. И это проявляется не только в спорте, но и в других сферах жизни. Кто-то усердно учится, чтобы обогнать одногруппника, кто-то украшает дом, чтобы он был лучше, чем у соседа, кто-то соревнуется в отношениях, а кто-то — даже во вредных привычках. Работа не исключение. Любой сотрудник рад, когда начальство его хвалит, ставит в пример другим и выписывает премии.

Конкуренция может стать мощным мотиватором, вопрос только на что она мотивирует. Здоровая конкуренция подталкивает улучшать клиентский сервис, больше работать, придумывать способы оптимизации и автоматизации процессов, а еще прибавляет энергии. Командная конкуренция подталкивает помогать коллегам внутри своей команды.

Но если соперничество становится токсичным, то вместо усердной работы компания получает интриги, саботаж и атмосферу, полную агрессии, раскоординированных сотрудников.

Приведем пример. Руководство магазина электроники объявляет соревнование между сменами: лучшая получает премии, худшую раскритикуют на общем собрании. В первое время магазин получает рост продаж и довольных клиентов. Но очень скоро сотрудники понимают, что обогнать другую команду можно не только лучшим сервисом, но и другими способами. Например, запрятать отложенный для клиента товар или затягивать с какой-нибудь мелкой просьбой от коллеги из другой смены. И конечно, дружно перемывать кости друг другу в курилке и перед начальством. Вместо дружеского соревнования, между сменами начинается вражда, этот негатив перекидывается на клиентов. Итог: ухудшение сервиса и падение прибыли.

Признаки токсичной конкуренции в коллективе 

  • Негативные моменты и ошибки сотрудников обсуждают публично, а не в личной беседе. Иногда это делают намеренно, чтобы выделиться на фоне чужих промахов и «наказать» коллегу, который чем-то не угодил. Обратите внимание, кто в коллективе склонен критиковать других на глазах у всех.
  • Сотрудники все время «стучат» друг на друга по поводу и без.
  • На корпоративных мероприятиях слышны только сплетни и обсуждения за спиной. Людям необходимо иногда выговориться и найти поддержку. Но если сотрудники не обсуждают ничего другого, конфликты неизбежны.
  • В команде появляются изгои или кого-то из новичков игнорируют. Это говорит о том, что сотрудники видят друг в друге прежде всего соперника, а потом уже коллегу.
  • Саботаж или «итальянская забастовка» тоже косвенно указывают на нездоровую конкуренцию.

Что определяет успех или провал

Прежде чем устраивать «крысиные бега», нужно учесть несколько вещей:

  • Насколько развита система мотивации

Здесь важны и материальные, и нематериальные факторы. Если работа в целом сотрудников не очень радует, на свой заработок повлиять они могут мало, плюс у них плохие условия труда, то конкуренция не исправит, а только усугубит проблемы с мотивацией.

  • Насколько дружны сотрудники

Если они воспринимают коллег как в целом чужих людей, с которыми приходится проводить несколько часов каждый день, то любое соперничество только еще больше отдалит их.

  • Весомость итогов конкуренции для сотрудников

Какова награда, насколько сильно она возвысит победителя? Если по итогам рейтинга один встанет на пьедестал, а другой превратится в аутсайдера, то это неизбежно приведет к зависти и злобе.

  • Четкость и прозрачность оценки

Сотрудники должны понимать, за какие показатели положена награда. Система оценки должна быть основана только на результатах работы. В противном случае сотрудники решат, что все решает «блат», а это разделит их на «касты».

  • Наличие «кары»

Наиболее частая ошибка руководителей: не только поощрять успешных сотрудников, но и наказывать тех, кто оказался «внизу рейтинга». Причем делать это публично. Такая тактика гарантированно сделает сотрудников врагами. «Проигрыш» или неучастие в соревновании не должны караться увольнением, штрафом или выговором.

Лучше придумать такую систему, при которой выигрывать будут все. Например, продумать поощрительные призы или акцентировать внимание сотрудников на возможностях, которые приносит участие в соревновании: новые опыт, прокачка навыков и т. п.

  • Кто ваши сотрудники

Например, есть амбициозные люди, которые всегда хотят проявить себя, а есть те, для кого ценна именно командная работа, а личные достижения на втором месте. Первых конкуренция будет мотивировать, вторых — скорее наоборот. Нужно учитывать особенности характера каждого, чтобы правильно предсказывать, к чему приведет эксперимент.

Как выстроить здоровую конкуренцию: примеры компаний

Илья Алексеев, генеральный директор рекламно-производственной компании AmadeyPrint

У нас конкуренция есть в отделах продаж и реализации, то есть там, где менеджеры получают процент от продаж. Мы считаем, что конкуренция — это полезная и мотивирующая вещь, но ее нужно грамотно выстраивать. Есть вариант, когда сотрудники условно борются за более высокую должность, интересный функционал, крупного клиента и начинают друг друга «подсиживать». Это отнимает у участников борьбы много сил и энергии, производительность труда снижается. Мы в компании условий для появления подобной конкуренции не создаем. Например, понятия «борьба за клиента» в отделе продаж нет. За каждым менеджером закрепляется своя группа клиентов, и он работает только с ней.

Но мы активно поддерживаем другой вид конкуренции — когда менеджер соревнуется с коллегой, который выполняет аналогичную работу. Но не за клиента, а за цифровые показатели. Мы сделали все расчеты по бонусам для сотрудников прозрачными. Ежемесячно готовим аналитику, где каждый может увидеть, сколько заработал сам и другие коллеги. Во время общих собраний называем план, который нужно выполнить компании, и определяем минимальные планы для менеджеров. Далее все менеджеры устанавливают для себя индивидуальные планы, и они также общедоступны. Например, один поставил цифру в 30 млн рублей в год, а другой – в 50 млн рублей. Первый смотрит на прогнозный план коллеги и начинает задумываться, что, возможно, тоже мог бы больше. А третий устанавливает 60 млн рублей и тем самым подстегивает первых двух.

Так формируется здоровая конкурентная среда. Менеджер соревнуется сам с собой — хочет выполнить и перевыполнить свой личный план. А также соревнуется с коллегой, который его подстегивает более амбициозными планами. Главное, что эти планы не остаются на бумаге — работники действительно их выполняют и перевыполняют. И на следующий год менеджеры ставят планы более смело — 90 млн рублей.

⭐️ Важно, чтобы был еще и некий объединяющий фактор. В нашем случае индивидуальные результаты каждого менеджера влияют на общий зачет отдела продаж. Это позволяет не разобщать сотрудников в погоне только за личными достижениями. Все понимают, что у них, помимо своей, есть и общая цель, ради которой они будут активно взаимодействовать и поддерживать друг друга.

Кристина Грайворонская, менеджер по подбору и адаптации персонала сети кофеен French Bakery SeDelice 

Здоровая конкуренция, искусственно созданная руководством, не наносит вреда. Когда у команды появляется азарт и желание проявить себя, чтобы заслужить уважение коллег и награду от руководителя, эффективность работы только возрастает. Но здоровая конкуренция возможна только в дружном коллективе, где все сотрудники работают как команда, а не каждый сам за себя. Если это не так, то стоит сначала поработать над созданием такой атмосферы.

Наш бренд часто создает конкуренцию среди линейного персонала, особенно среди продавцов. Руководство хочет увеличить прибыль, а сотрудникам важно получить вознаграждение за свои усилия. Наши сотрудники с удовольствием участвуют в таких конкурсах и ждут результатов. 

Также мы проводим различные конкурсы, чтобы работники могли отвлечься и расслабиться. Недавно провели конкурс «Самое смешное видео о своей работе». Штат в это время как раз сильно увеличился, и участников было много. Конкурс понравился всем, а для новичков это было возможностью лучше познакомиться с жизнью компании.

Алексей Якубан, коуч PCC ICF, ментор и наставник, член Федерации профессиональных коучей и наставников

Я поощряю конкуренцию в своей команде, но всегда делаю ставку и на сотрудничество. Чтобы членам команды было выгодно сотрудничать, надо грамотно выставлять им KPI, распределять задачи и назначать роли.

Например, универсальная рекомендация для малого бизнеса: всегда нанимайте в отдел продаж минимум двух менеджеров. Они будут обучаться друг у друга, но вместе с тем и конкурировать. Один всегда будет лидером, а второй потянется за ним. 

В моей команде был ассистент, который помогал мне вести, запускать и проводить онлайн-тренинг. Результаты были достаточно скромными, и меня не устраивала эффективность работы. Я решил запустить второй онлайн-тренинг, но вместо того, чтобы поручить его тому же помощнику, нанял второго ассистента. Теперь у меня в команде два помощника: один «старый», занимается первым тренингом, а новичок ведет второй. 

После появления второго ассистента, с которым я тесно работаю и многим делюсь, я заметил, что и первый помощник стал работать лучше. Причем он не только лучше справляется со своим проектом, но и проявляет интерес к новому тренингу, пытается помочь молодому коллеге, сотрудничает с ним. Это произошло потому, что первый помощник увидел, что его влияние и власть в команде размываются, и ему нужно немного побороться за свое положение. В результате его вовлеченность выросла.

Поставьте🔥, если считаете, что конкуренция полезна, и 💩, если она только вредит командной работе

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0