Типичные ошибки начинающих и подводные камни, о которых не расскажут «на берегу». Спецпроект Зарплаты.ру — весь февраль расспрашивали таксистов об их работе и принесли вам пачку советов от бывалых 🚕
Не жадничайте, начинайте на арендованной машине
— Постоянно вижу, как люди приходят, потаксуют полгода и уходят. И стоило ради этого свою машину убивать, кучу документов оформлять? Ты потом на ремонт своей тачки потратишь больше, чем за аренду чужой бы заплатил. Новичку самое выгодное — заключить договор с таксопарком и в первый же день выйти на линию. Все проблемы с техобслуживанием и оформлением решает работодатель. Можно выбрать машину без наклеек (небрендированную — прим.ред.) и подключаться сразу к нескольким таксопаркам. Да, придется платить аренду, у меня выходит 1 800 рублей в сутки при долгосрочном прокате. А зарабатываю, если не ленюсь и беру все заказы, около 4 000 в день. В плохую погоду больше, — рассказал нам Влад, таксист с восьмилетним опытом работы на арендованных авто.
В такси машина «убивается» быстро. Еще, говорят водители, «устает», то есть сильно изнашивается, требует частого ремонта. Ежедневная амортизация, плюс плохие дороги и печальное состояние многих дворов — скоро вам придется работать только «на машину», если таксуете на своей.
— Вот эта Киа, на которой вас везу, выглядит свежей, чистой, да? А я знаю, что там под капотом, что с подвеской. И механик наш знает. Через пару месяцев с ней попрощаемся. Машина в таксопарке живет год-полтора. А потом ее сбывают — обычно барыгам, те наведут красоту и продадут какому-нибудь наивному человеку. Бывает, что на разбор отдают, на запчасти, в утиль — если уже совсем хлам. Сейчас требования для работы в такси жесткие: чем моложе и лучше у тебя тачка, тем чаще будут прилетать заказы. «Бомбил» на старых «ведрах» у нас в городе давно выдавили агрегаторы. У них большинство заявок, они хозяева на рынке, им старые машины не нужны, — поделился Артем, который таксует в Ульяновске с 2020 года.
Другая ошибка новичков — ставка на тариф «Комфорт», если есть своя машина соответствующего класса. Тут вас ждут сразу два подводных камня:
📌 Да, заказы дороже, но их меньше. Пока вы на своем премиальном авто будете ждать заявку, коллега на скромной Гранте уже сделает два-три рейса.
📌 Конкуренция с водителями таксопарка. У них и брендированная оклейка, и наработанный рейтинг, и программы привилегий — все это влияет на приоритет получения заказов.
Готовьтесь иметь дело с неадекватными пассажирами
— Центр города, утренний заказ. Никакого подвоха не ждал. Выходят две девушки из подъезда, причем одна держит бутылку вина и пьет прямо на ходу. Подходят к машине, собираются садиться. Я спокойно здороваюсь и объясняю: «Девушки, у меня салон светлый, вы допейте, пожалуйста, а потом поедем. Я подожду, не уеду никуда». Получил ответ трехэтажным матом, заблокировал двери. И не зря — девица с бутылкой буквально ломилась в салон, продолжая на меня орать, поставила мне «кол» в рейтинге. Пытался мирно договориться — без шансов. В итоге отказался от заказа, несмотря на все убытки и минусы от агрегатора, — вспоминал Сергей, пока мы стояли в пробке.
Антирейтинг проблемных клиентов среди опрошенных таксистов:
1/ Пьяные и агрессивные. Опытные водители знают, из каких точек и в какие часы заказы лучше не брать. Это снижает риски, но гарантий не дает, как видим 🙄
Совет: когда приезжаете на заказ, паркуйтесь так, чтобы заранее видеть идущего к вам пассажира. Держите двери заблокированными и отказывайтесь от поездки, если клиент подозрительный.
Будьте бдительны и не провоцируйте опасные ситуации: не выходите на линию с ценными вещами или крупной суммой денег.
2/ «Зайцы» с оплатой наличными. Таких схем таксисты повидали много — от «доедем, а там человек заплатит» до изменения способа оплаты и банального побега из машины. Некоторые водители из-за таких случаев предпочитают работать только с безналом. А один новосибирский таксист рассказал нам жутковатую историю:
«Никогда нельзя брать деньги у клиента, если это не оплата поездки. У меня товарищ полгода назад влип по полной. У пассажира стояла оплата наличными, и он посреди маршрута попросил остановить, чтобы купить сигарет в ларьке. Оставил 1 000 рублей одной бумажкой — как гарантия, что не сбежит. А потом вернулся и стал доказывать, что оставлял в залог 5 000. Вызвал полицию, там протокол начали составлять, в итоге мой друг заплатил этой сволочи из своих кровных денег, чтобы не доводить до суда»
Совет: обязательно установите в салоне видеонаблюдение и разместите предупреждающую наклейку.
3/ Нахалы и неряхи. Хлопают дверьми, не стряхивают снег и грязь с обуви, оставляют после себя мусор, самовольно открывают окно и закуривают — пассажиры с низкой культурой поведения встречаются сплошь и рядом, особенно на тарифе «эконом».
— Самая паршивая ситуация — крупногабаритный груз. Так часто делают клиенты строительных гипермаркетов, думают на доставке сэкономить. Начинают доказывать, что все прекрасно поместится в салон, а потом сами же пытаются впихнуть «невпихуемое». У меня так несколько раз было, итог — ободранная обивка на сидениях и царапины на задней дверце. Теперь, если вижу, что вещь не полезет в багажник, просто отказываюсь везти и отменяю заказ. Я советую смелее отказываться от поездок. Гонка за рейтингом приводит только к лишним проблемам, — считает Алексей, который подрабатывает в такси с прошлого лета.
Кстати, рейтинг у Алексея на момент поездки был 4,8 — это высокий показатель, который дает неплохой приоритет в получении заказов.
4/ Царственные особы. Такие пассажиры всячески подчеркивают свое превосходство над таксистом, могут унизить, нахамить и требовать к себе подобострастного отношения. Лучший способ противодействия — не вступать в разговоры и отвечать только на вопросы по существу. Самый скверный вариант — пассажир, который диктует требования к таксисту в вопросах ПДД. Крик души провинциального водителя, приводим почти слово в слово:
«Я таких умников ненавижу, рот бы им зашил. Они ж самые крутые на дороге, они ж хозяева! Езжай быстрей, тут камер нету. Жми на газ, проскочим. Подрежь вон ту, че она мешает разогнаться? Знают, что штраф-то не им будет, борзеют. Некоторые еще стыдить начинают — типа “Че ты так по-бабски едешь?”, “Слабо с ветерком прокатиться?” и всякое такое. Я молчу, стараюсь не реагировать. Было пару раз, не выдерживал. Просто отказывался везти, отменяй заказ, говорю, ищи другого».
Сразу несколько водителей признались нам, что все плюсы от работы в такси могут померкнуть после двух-трех таких пассажиров.
Рейтинг — ваша вечная «морковка на палочке»
Три типичные ситуации, когда лучше пожертвовать рейтингом и отказаться от заявки:
👶 Не указали, что в машине поедет маленький ребенок, и просят отвезти без детского кресла, «у мамы на ручках».
🐶 Перевозка животных без контейнеров, поводков и намордников.
🚘 Отказ на просьбу пристегнуться.
А вот неочевидный момент, связанный с особенностями работы приложения у одного из таксопарков:
— Терпеть не могу маршруты с промежуточными точками, когда два или три пассажира едут по разным адресам. Очень часто просят остановить «где-нибудь тут, мне тут удобнее», а в приложении потом не засчитывается точка, как будто я не довез клиента. Пассажиры думают, что делают мне только лучше: вот, мол, вам во двор не заезжать, я прямо на остановке могу выскочить. А на самом деле, оказывают медвежью услугу. Потом у меня приложение глючит и рейтинг падает, — поделился Евгений, недавно подключившийся к местному агрегатору.
Лайфхак от Евгения: возите с собой пакет леденцов, зарядку для телефона и маленькую бутылку воды без газа. Это вас не разорит, а вот уровень сервиса в глазах клиента сразу подрастет. Хорошая оценка и возможные чаевые — неплохой бонус за копеечную конфетку 😉
Был опыт работы в такси? Пополняйте копилку советов — и кто-то обязательно поставит вам +1 в карму 😇
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы