Общественная деятельность приносит вполне материальные бонусы сотрудникам и всей компании. Мы собрали примеры от организаций, которые внедряли корпоративное волонтерство, узнали, как мотивировать персонал на добрые дела.
Что дает компании общественная деятельность
Волонтерство бывает двух видов:
- Профессиональное или работа pro bono — это когда человек использует свои навыки для общественной деятельности. Переводчик переводит тексты для НКО, юрист помогает с документами и сопровождает в судах, психолог оказывает бесплатные консультации. Также сейчас популярен сегмент IT-волонтерства — некоммерческим организациям нужны услуги веб-дизайнеров, SMM-специалистов, маркетологов, дизайнеров, видеомейкеров и т. п.
- Непрофессиональное — волонтерские услуги, которые не связаны с основной работой. Это могут быть дела, где не требуются особые навыки. Например, убирать мусор, помогать в быту инвалидам и пожилым людям. Или те услуги, что требуют минимальной квалификации — перевозить вещей на личном транспорте или работать с контентом на любительском уровне.
Компании корпоративное волонтерство приносит несколько бонусов:
- Укрепляет потребительский и HR-бренд. Клиенты с большей охотой приобретают товары и услуги, если видят, что компания занимается добрыми делами. Для соискателей это служит маркером: «Здесь хорошо относятся к людям, значит, и к работникам тоже». Повышается лояльность действующих сотрудников.
- Развивает корпоративную культуру. Совместная общественная деятельность создает и укрепляет горизонтальные связи и в целом делает рабочее место более приятным. А это уже снижает текучку.
- Прокачивает сотрудников. Волонтерство хорошо развивает гибкие навыки, а в случае с профессиональным волонтерством — еще и профессиональные Работая над социальными проектами, сотрудники могут получить полезный опыт, который потом применят в работе, обрасти новыми связями.
- Открывает новый канал поиска персонала. Сотрудники могут привлечь к волонтерской работе друзей и членов семьи, а те — стать частью бизнес-команды. При этом затраты на рекрутинг нулевые.
- Дает повод рассказать о себе в соцсетях компании, корпоративном блоге, а то и попасть в СМИ. Рассказывать о своих добрых делах не стыдно, если не скатываться в хвастовство.
Ну и самое неочевидное: корпоративное волонтерство может преследовать вполне «корыстные» цели. Помогая решить социальные проблемы в регионе присутствия, компания улучшает и экономическую ситуацию. А значит, получает больше платежеспособных клиентов.
Примеры корпоративного волонтерства
Платформа корпоративного благополучия «Понимаю»
Компания занимается благотворительными проектами с 2019 года. Учредитель Антон Кушнер предложил сотрудникам помогать пожилым людям. До пандемии сотрудники-волонтеры ездили с подарками в дома престарелых. К программе присоединились психологи платформы, которые оказывали профессиональную помощь. Во время пандемии доступ в дома престарелых был ограничен, и компания организовала телефонную линию психологической поддержки, которая существует до сих пор. Записывать пожилых людей к психологам помогают волонтеры.
В декабре 2020 года в компанию обратился фонд «Школы мира» с просьбой поддержать людей, пострадавших в армяно-азербайджанском конфликте. Для них проводили психологические консультации, группы поддержки и вебинары.
Платформа поддерживает сотрудников и волонтеров благотворительных фондов, которые работают с пожилыми, выделяет им промокоды на бесплатные консультации, поздравляет с праздниками и дарит сладкие подарки.
Ольга Дудниченко, директор по коммуникациям платформы «Понимаю»:
Мы всегда говорим, что волонтерство – это один из элементов благополучия. Есть well-being, а есть well-doing и последнее не менее важно.
Группа Компаний НЛМК
Программу корпоративного волонтерства в НЛМК начали активно развивать с 2018 года. Сотрудники могут не только подключаться к существующим проектам, но и запускать свои. Для этого есть ежегодный конкурс #НаВолне, в котором компания разыгрывает гранты до 100 тыс. рублей. На 2024 год сотрудники подали уже более 100 заявок, и компания профинансировала 52 волонтерских проекта. Есть волонтерские проекты по трем направлениям — экология, ЗОЖ и помощь незащищенным категориям населения (дети, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями). На конец 2022 года в волонтерском движении состояло более 1,6 тысячи сотрудников НЛМК, это 3,5% численности персонала.
Один из проектов компании — «Добровольческий отряд юных экологов ЭКО-волонтер» в пермской школе №30. Это просветительский проект, его идея в том, чтобы объединить всех любящих природу школьников в добровольческий отряд юных экологов. Сотрудники предприятия здесь выступают в качестве педагогов и делятся экспертизой.
Компания создала и экосистему для сотрудников-волонтеров. На корпоративном портале есть сервис «Волонтер НЛМК», где можно узнавать новости, задавать вопросы, подавать заявки на конкурс и быть на связи с администраторами. Есть сообщества в соцсетях, мобильное приложение и совет по корпоративному волонтерству.
Чтобы мотивировать сотрудников, руководство устраивает ежегодные мероприятия с чествованием волонтеров при участии топ-менеджмента, распространяет продукцию с символикой волонтерских программ, размещает публикации в СМИ о волонтерах и их успехах. Например, сотрудница ГК Надежда Запорожец, мать пятерых детей и активный волонтер, победила в номинации «Социальный проект» международной премии «Талантливая женщина в добывающей отрасли 2023». Надежда организовала коворкинг-центр на основе гончарной мастерской для развития и социализации в отдаленных неблагополучных районах детей с ограниченными возможностями.
Анна Титова, пресс-секретарь Группы компаний НЛМК:
Запуская программу, компания отвечала на инициативу сотрудников — те сами выступали с предложениями волонтерских проектов. Также мы провели опрос, где работники отметили важность поддержки волонтерских инициатив. При проработке волонтерских проектов и мероприятий мы делаем акцент на возможности участия в них вместе с семьей. Волонтерство становится еще и вариантом семейного досуга, способом передачи правильных ценностей подрастающему поколению.
Корпоративное волонтерство важно и для самой компании — оно повышает вовлеченность сотрудников, укрепляет бренд работодателя, у сотрудников развиваются социальные и коммуникативные навыки, они учатся презентовать и защищать проекты. Корпоративное волонтерство — это эффективный инструмент самореализации, который становится все более важным.
ПАО «Юнипро»
В компании есть программы экологического волонтерства, помощи детям и приютам для собак и кошек. Сотрудники строят вольеры, заготавливают дрова и собирают корм и расходные материалы для ухода и лечения животных в приютах. Руководство организует совместные выезды по уборке территорий во всех регионах присутствия компании, куда сотрудник может поехать с семьей.
Так, московские сотрудники и члены их семей посетили Национальный парк «Плещеево озеро», где помогли высадить кустарники и древесные растения. Организовали выезд в Ясную поляну, где убирали ветки и порубочные остатки, помогали ухаживать за саженцами в хвойном питомнике усадьбы Толстого. Сотрудники «Юнипро» посадили 400 кустов кизильника в Приокско-Террасном заповеднике. А в Пермском крае волонтеры приняли участие во всероссийской акции «Сад Памяти» – высадили около тысячи саженцев сибирской ели. Коллектив Шатурской ГРЭС уже 10 лет участвует в экологической акции «Зеленый край». Участники мероприятия вылавливают с мелководья бытовой мусор, очищают берега от стекла и пластика.
Несколько лет в компании действует акция «Елка желаний». Сотрудники забирают с елки шарики с пожеланиями детей — подопечных фондов, с которыми сотрудничает компания, чтобы подготовить подарки. В московском офисе проходит акция «Коробка храбрости»: сотрудники собирают игрушки для подопечных благотворительного фонда «Настенька», который затем передает игрушки в детские больницы.
Мария Бейгер, пресс-секретарь «Юнипро»:
Волонтерство — это часть нашей корпоративной культуры. Мы считаем, что волонтерские программы повышают не только уровень вовлеченности сотрудников, но и их лояльность к работодателю. Организуя волонтерские проекты «Юнипро» помогает специалистам реализовать себя и раскрыть новые способности, формирует позитивный образ и у потенциальных работников.
Совместные выезды и работа помогают налаживать связи между разными департаментами, коллеги лучше узнают друг друга. Нам, управлению корпоративных коммуникаций, подобные акции дают еще один бонус — находим новых героев и новые истории для наших корпоративных СМИ.
Как запустить программу корпоративного волонтерства
Ольга Дудниченко предлагает свой алгоритм по запуску:
- Заручиться поддержкой руководства — иначе это будет выглядеть, что вы «непонятно чем занимаетесь на работе».
- Запросить бюджет на благотворительные мероприятия. Если есть возможность, поддержите волонтеров благотворительных фондов — им помощь очень нужна и помогает дольше оставаться в ресурсе. Это могут быть бесплатные консультации или подарки к праздникам.
- Определить цели и задачи корпоративного волонтерства.
- Собрать команду, оговорить все моменты по участию.
- Узнать интересы сотрудников и дать возможность выбирать, в какие волонтерские программы они хотели бы вступить. Кому-то откликается помощь пожилым кому-то детям, кому-то животным, а кто-то сильнее всего переживает за экологию.
- Разработать программу: прописать типы мероприятий, график, варианты участия и прочие детали.
- Поддерживать и поощрять сотрудников-волонтеров: дополнительные отпуска, подарки, публичное признание во внутренних каналах коммуникаций, грамоты, благодарности, публикации в СМИ.
- Фиксировать результаты и делится ими с участниками программы.
Перед тем, как ехать с сотрудниками на субботник в ближайший парк, не забудьте поставить 🔥 под статьей! А если хотите поделиться своими HR-фишками, заполняйте форму обратной связи 👇
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы