Нужны ли России профсоюзы, и как эти организации борются с гендерным неравенством
Профсоюз «Учитель» существует с 2011 года и за это время провел множество успешных кампаний. Оргсекретарь организации Ольга Мирясова рассказала Зарплате.ру о том, как действуют современные защитники прав и свобод работников.
Состав и миссия
Любой профсоюз, в том числе «Учитель», состоит из ячеек – первичных организаций, которые создают в каждом отдельном учреждении. Для старта нужно три человека. Иногда первички появляются по территориальному признаку, но это несколько искусственная конструкция с точки зрения профсоюзной работы.
Сегодня в нашем профсоюзе 54 первички из 24 регионов РФ – от Санкт-Петербурга до Камчатки.
Есть два вида членства:
- Участники — это члены первичных организаций. Они платят взносы — 1% зарплаты, имеют полные права по Уставу. В распоряжении первички — 60% взносов, на общие нужды профсоюза остаются 40%.
- Сторонники — это учителя вне первичек, родители или любые сочувствующие, которые платят годовой взнос 1500–2500 руб. в зависимости от региона. Сторонников мы включаем в чаты и приглашаем на семинары, консультируем, предоставляем им юридическую помощь.
Профсоюз объединяет не только школьных учителей, но и работников детсадов, центров дополнительного образования, колледжей. Создать первичку могут и сотрудники частных школ, у нас было несколько таких. Технический и вспомогательный персонал тоже вступают в профсоюз, например, повара и уборщицы. Но тут каждая первичка решает сама, нужен ли ей непедагогический состав. А вот руководители учреждений могут быть только сторонниками.
«Учитель» существует прежде всего на взносы, но есть поддержка от Конфедерации труда России – объединения профсоюзов разных отраслей.
Сложные сверхурочные
Кампании нашего профсоюза делятся на две группы: по проблемам одного учреждения или конкретного аспекта трудовых прав педагогов.
В 2015–2016 годах мы боролись за то, чтобы упорядочить оплату внеурочной работы. После уроков у учителей еще масса обязанностей. Формально рабочая неделя сокращенная (36 часов). Но поскольку внеурочная часть ненормированная, то в нее пытаются вместить все подряд, привлекают учителей к непедагогической работе.
Например, сейчас стало очень престижно для школы побеждать на олимпиадах. Но часто педагогам надо сопровождать ребенка в выходной день, а руководство не торопится это оплачивать. И такого – вагон и маленькая тележка.
В итоге кампании «Учителя» вышел приказ Минобрнауки, который частично упорядочил вопрос внеурочной части рабочего времени. Мы все равно недовольны тем, какие права предоставлены педагогам, но все же это инструмент.
Еще мы добились, чтобы в Госдуме рассмотрели законопроект, по которому оклад за ставку работы педагога должен быть не меньше двух региональных МРОТ. Документ, к сожалению, не приняли.
Учителей в стране примерно 1,2 млн человек, если поднимать зарплаты, это весомые расходы из бюджета. Зарплаты последние годы если и растут немного, то примерно на размер инфляции. А нагрузка в 30 уроков в неделю, классное руководство — это много, но уже обычная нагрузка учителя в России.
Бесплатная работа
В 2017–2019 годах мы боролись за оплату работы на ГИА для всех педагогов. По закону об образовании учителям должны выплачивать компенсацию, но к 2017 году в половине регионов РФ ее не платили, в других – покрывали символически. Мы два года подряд направляли обращения по всем региональным прокуратурам, требовали обратить внимание на то, что в школах нарушают законодательство. Обращались в СМИ. Даже в МОТ (Международная организация труда) направили обращение, что «привлечение приказом» к работе на экзаменах – признак принудительного труда. Но МОТ, к сожалению, заниматься этим вопросом не стала. Для учителей мы составили инструкцию, как отказаться от работы на ГИА.
К 2020 году компенсации ввели во всех регионах, и это наше достижение. Правда не везде выплаты значительные, они сильно варьируются от региона, ученой степени преподавателя и предмета. Например, организатор вне аудитории в Алтайском крае получит всего 50 рублей в день, а в Камчатском – 431 рубль в час!
Опасная перепись
В 2021–2022 году в Оренбурге боролись против того, чтобы учителей привлекали к переписи детей, которые проживают на территории, закрепленной за школой. Эта работа небезопасная, надо идти по квартирам и частным домам, звонить в двери, спрашивать, проживают ли дети, в какое детское учреждение ходят или собираются пойти в школу.
Встречаются пьяные, неадекватные люди, многие не хотят разговаривать в принципе. Во многих регионах такого уже нет.
В Оренбурге проблема не решилась, хоть и перестали давить на учителей, которые категорически отказываются, а за обход стали немного доплачивать. А вот в Дзержинске Нижегородской области в 2016 году эту практику удалось отменить, помогли в том числе переговоры с городской администрацией.
Спасти театр
В 2015–2016 годах мы вели кампанию против того, чтобы закрыли детский театр «Сорванец» в поселке Лучегорске Приморского края. Летом 2015 года администрация, чтобы оптимизировать бюджетные средства, решила преобразовать учреждение в театральную студию в местном дворце культуры. Педагоги и родители были категорически против. Начались сборы подписей, пикеты, суды. Театр мы отстояли, его оставили самостоятельным учреждением.
С «Сорванцом» была кампания всего профсоюза, но иногда сама первичка справляется, с юридической помощью профсоюза. Пример – детская школа искусств им. Корнеева в Москве, в которой в итоге сменили директора. Это было в 2020–2022 годы.
Но последние три года успешных кампаний мало. В 2023 у профсоюза было только несколько локальных побед. ГИТ не выезжает с проверками в учреждения с начала ковида. Люди стали бояться высказывать свое мнение. Это все не способствует профсоюзным кампаниям.
Борьба с сексизмом
В составе профсоюза «Учитель» есть гендерная комиссия. Она старается отслеживать и фиксировать факты неравенства по половому признаку.
Формально за час работы учитель получает одинаковую оплату, надбавки тоже одинаковые. А когда руководство стремится удерживать в школе мужчин, тем могут доплачивать премиями, стимулирующими выплатами. В одной школе, где активистка попросила предоставить данные по зарплате с учетом пола, так и оказалось. Зарплата учителей-мужчин была примерно на 15% выше при одинаковой нагрузке и более высоком уровне образования у учителей-женщин.
Есть стереотипы, что мужчина педагог более значим для школы. Да, важно разнообразие преподавательского состава в плане возраста, происхождения, пола и социального опыта. Но у нас чаще все сводится к недостаткам «женского воспитания».
С другой стороны, мужчин привлекают к опасным и тяжелым работам, например, снег на крыше школы чистить. И им трудно отказаться, даже если здоровье не позволяет, тоже из-за социализации, которая обязывает быть «мужиком». Мужчина может стать объектом насмешек в женском коллективе, если ведет себя недостаточно маскулинно.
Гендерная комиссия это про уважение к людям и заботу о них в противовес стереотипам и принуждению.
Профсоюз – место поддержки
Мы постоянно объясняем педагогам, что быть юридически грамотным важно, но это только одна сторона вопроса. Закапываться в то, что кому положено, судиться — долго и выматывающе. Если есть сплоченный коллектив, который не боится пойти против директора, то руководство всегда соглашается на переговоры.
Школа — это объект воздействия властей всех уровней. Директор иной раз если и хочет, то не может ничего сделать. Например, отказываться проводить ВПР (всероссийская проверочная работа), которая формально добровольна, чревато для директора тем, что он «попадет в немилость», что его уволят без объяснения причин.
Иной раз первичка профсоюза требует чего-то для всех, а директор только членам профсоюза предоставляет, потому что остальные даже просить не хотят. Часто на работника давят морально, принуждают уволиться, например. Профсоюз — это место, где учитель может получить поддержку, возможность защититься от травли и давления со стороны руководства. Когда учитель идет на переговоры не один, все меняется.
Спасибо профсоюзу «Учитель» за помощь в подготовке материала!