Что делать, если сотрудник грубит в ответ на конструктивную критику

Что делать, если сотрудник грубит в ответ на конструктивную критику

Shutterstock/FOTODOM

«Резкая» реакция сотрудника на стресс — не редкость. Как правильно общаться с подчиненным, чтобы не усугубить конфликт и сохранить здоровую атмосферу в команде, рассказала Александра Хольман, руководитель отдела обучения и развития персонала цифрового финансового сервиса Lime.

Резкая реакция на критику — это злиться, грубить или просто уходить в себя сразу в момент обратной связи от окружающих.  Такое поведение продиктовано ощущением, что критики нарушают личные границы, даже если такой угрозы на самом деле нет.

Не всегда человек кричит или грубит, иногда он реагирует на негатив иначе. Например, оправдывается или сваливает вину на других, избегает разговора, язвит или саботирует задачи.

Что делать

Если такое поведение повторяется и мешает работе команды — это повод обсудить проблему. Например: «Давай поговорим, почему тебя это так задевает. Может, мы найдем решение вместе?».

Важно: резкая реакция — не всегда признак плохого характера. Часто за этим стоит усталость, стресс или страх. Лучше не обвинять, а попытаться понять причину.

Например, у менеджера Светланы проблемы в семье, которые она тяжело переживает. Сотрудница не может абстрагироваться и эффективно выполнять планы по продажам. Любое предложение от руководителя по улучшению внутренних процессов девушка воспринимает на свой счет и еще больше замыкается в себе. Тут важно заметить изменения в поведении сотрудника и предложить помощь. Часто такие ситуации решаются благодаря общению и поддержке от руководителя.

Как решать конфликтные ситуации

  1. Проанализируйте причины. Возможно, у сотрудника появились личные или профессиональные трудности. Дайте ему высказать свои чувства. Так он успокоится и поймет, что его мнение важно.
  2. Сохраняйте самообладание. Не отвечайте на эмоции эмоциями.
  3. Отложите обсуждение. Если диалог не складывается, вернитесь к нему позже.
  4. Измените подачу критики. Вместо «Ты сделал ошибку» лучше скажите «Давай разберем, как избежать этого в будущем».
  5. Предложите поддержку. Возможно, сотруднику не хватает знаний, инструментов или уверенности.
  6. Следите за поведением подчиненного. Если резкие реакции становятся нормой, дополнительно обсудите ситуацию наедине.
  7. Проводите регулярные беседы, чтобы предотвратить накопление негатива.
  8. Используйте позитивное подкрепление. Отмечайте успехи сотрудников и подчеркивайте их достижения.
  9. Создавайте доверительную атмосферу. Чем комфортнее сотрудники чувствуют себя в коллективе, тем реже возникают конфликтные ситуации.
Однажды тимлид заметил, что код разработчика Н. требует доработки, и мягко указал на это. В ответ Н. резко бросил: «Если бы у нас не было таких сжатых сроков, мой код был бы без ошибок. Я не собираюсь переделывать все» — и замолчал. Тимлид не стал давить, а предложил поговорить наедине. В ходе разговора выяснилось, что у разработчика действительно высокая нагрузка, и из-за этого он чувствует себя разбитым — устает и не может сконцентрироваться. В результате тимлид перераспределил задачи в команде, выделил больше времени на правки и согласился не ставить короткие дедлайны. Теперь Н. справляется без срывов, а руководитель понял: резкая реакция — не каприз, а сигнал, что в процессах что-то сломалось.
Quote: "Александра Хольман" Руководитель отдела обучения и развития персонала цифрового финансового сервиса Lime

Стоп-лист для руководителя при общении с резким сотрудником

● отвечать повышенным тоном

● использовать уничижительные формулировки

● игнорировать проблему, надеясь, что она решится сама

● давить на сотрудника и требовать немедленно признать ошибки

● применять двойные стандарты

● использовать сарказм и насмешки

● обсуждать поведение сотрудника с коллегами за его спиной

● обострять ситуацию обвинениями

В каком случае стоит попрощаться с сотрудником

Подчиненный конфликтует, агрессирует и нарушает границы коллег

Сначала попробуйте поговорить с подчиненным. Если разговоры не помогают, и сотрудник регулярно проявляет агрессию, разжигает конфликты с коллегами — это сигнал, что у подчиненного проблемы с межличностными отношениями, низкий уровень эмоционального интеллекта или он не способен работать в команде.

Сотрудник дестабилизирует коллектив

Если поведение сотрудника подрывает авторитет руководителя или вызывает разногласия в коллективе, это негативно влияет на рабочую атмосферу и эффективность команды. Иногда такие действия вызваны личной неприязнью или желанием доказать правоту любой ценой. 

Работник игнорирует корпоративные ценности

Поведение сотрудника противоречит принципам компании, например, работник проявляет неуважение к коллегам, важно вовремя заметить это и принять меры. Все это влияет не только на атмосферу в коллективе, но и на репутацию компании.

Задача руководителя — поддерживать здоровую атмосферу в команде и конструктивно решать сложные ситуации. Слушайте подчиненных, будьте открыты и готовы к диалогу. Это поможет построить доверительные отношения.
Quote: "Александра Хольман" Руководитель отдела обучения и развития персонала цифрового финансового сервиса Lime

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0