Репутация бренда — святая святых для любой компании. Что делать, если имидж очерняют не конкуренты, а кто-то из своих же сотрудников? Как оценить ущерб и привлечь нарушителя к ответственности?
Что значит «испортить имидж»?
Имидж — это деловая репутация компании. Претендовать на возмещение ущерба работодатель может, если совпали три фактора:
- Сотрудник совершил противоправные действия, из-за которых компания понесла убытки.
- До инцидента репутация компании была положительной. Это можно подтвердить рейтингами, дипломами, отзывами клиентов.
- Есть доказательства, что репутация пострадала именно из-за действий сотрудника — например, работник подорвал доверие клиентов, а из-за этого снизилась выручка
— По трудовому законодательству достаточно сложно привлечь сотрудника к ответственности за очернение имиджа компании. Лучше это делать в рамках Гражданского кодекса РФ. Необходимо подать иск в суд и требовать возмещения вреда, — считает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева.
Пострадавшими субъектами могут выступать сама компания и/или её представители — генеральный директор, учредители.
В законах РФ нет прямого определения «деловой репутации». Поэтому юристы опираются на статью 152 Гражданского кодекса и судебную практику:
— Получается, что деловая репутация — это представление о деловых качествах компании, о её поведении на рынке. Такое представление составляют самые разные сведения об организации: от бизнес-проектов, взаимодействий на рынке до системы и качества обслуживания, поведения работников… Верховный Суд РФ подчёркивает: деловая репутация — одно из условий успешной деятельности юридического лица, — пояснил нам юрист в сфере защиты бизнеса Владислав Ким.
Вредительские действия сотрудника
У работника есть много способов испортить имидж компании, условно их можно разделить на три группы:
- негативная оценка деятельности организации
- распространение порочащих компанию сведений / ложной информации о бренде
- заявление о том, что в компании нарушают законы, действуют вопреки нормам морали
Если сотрудник распространяет перечисленную информацию публично — в СМИ, соцсетях, на других открытых интернет-ресурсах, у работодателя есть несколько инструментов защиты.
Защита деловой репутации в суде
По статье 152 ГК РФ, работодателю необходимо доказать публичное распространение сотрудником сведений, порочащий характер информации. Слабое место в цепочке обычно характер сведений.
— К примеру, сотрудник заявил, что генеральный директор неэтично относится к персоналу. Проверить данный факт очень трудно, суд может посчитать информацию субъективной человеческой оценкой. А вот если работник обвинил директора в конкретном преступлении, такой факт поддаётся проверке на достоверность, — объясняет Владислав Ким.
Претензия компании: экс-сотрудница после отказа работодателя выплатить задолженность по зарплате после увольнения обратилась в прокуратуру, полицию и трудовую инспекцию с жалобой, что у персонала салона нет медицинских книжек, а у компании — лицензии на медицинские услуги. Женщина якобы распространяла указанные сведения и среди клиентов. Работодатель усмотрел в подобном поведении бывшей сотрудницы цель опорочить деловую репутацию бренда.
Суд не удовлетворил исковые требования салона, так как тот не представил доказательств, что бывшая сотрудница «обращалась в компетентные органы с целью опорочить» экс-работодателя. При этом жалобы о недобросовестном ведении салоном деятельности после проверок признали «безосновательными». Поводов обязать женщину опровергнуть сведения, компенсировать моральный вред работодателю не нашлось.
Компания отстояла честное имя, но не смогла привлечь сотрудницу к ответственности за ущерб репутации бренда. Кроме того, суд обязал работодателя восстановить женщину в должности, так как увольнение провели с нарушением, в том числе, из-за отсутствия письменных объяснительных за прогулы, несвоевременной выдачи трудовой книжки.
Административная или уголовная ответственность
При публичном оскорблении лица, которое представляет компанию, работодатель вправе опереться на часть 2 статьи 5.61 КоАП РФ. Тогда сотрудника можно привлечь к административной ответственности.
А вот распространение заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого лица, уже уголовно наказуемое деяние.
— Если клевета публичная, обвиняемый может понести наказание как в виде штрафа до миллиона рублей, так и лишиться свободы на два года, — комментирует Владислав Ким со ссылкой на часть 2 статьи 128.1 УК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом мирового судьи в том, что обвинитель-потерпевший не доказал факт умышленного распространения сотрудницей заведомо ложных сведений, порочащих честь, подрывающих репутацию предпринимателя. А свидетели по делу не смогли указать на людей, от которых исходили слухи о недостаче в магазине и о вымогательстве у работницы денег.
Увольнение или дисциплинарное наказание
В некоторых случаях работодателей выручает Трудовой кодекс. Например, когда сотрудник разглашает охраняемую законом коммерческую тайну.
— Чтобы привлечь сотрудника к такой форме ответственности, в компании должны быть соответствующие локальные нормативные акты, с которыми работник ознакомился заранее. Например, инструкции или положения о коммерческой тайне. Если работодатель докажет факт нарушения, сотруднику можно вынести выговор, замечание или уволить его в одностороннем порядке, — уточнил Владислав Ким.

В каждом конкретном случае нужны тщательный анализ и консультация грамотного юриста. А вам доводилось защищать репутацию компании в суде?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы