«Схватила горящий телефон и выкинула его на летное поле»: откровения бывшей стюардессы
Меня зовут Наталия Матвеева, я с детства мечтала о небе и почти 5 лет отработала стюардессой. Рассказываю, как пришла в профессию, чему научилась, почему в итоге сменила самолет на офис.
Каждого ребенка спрашивают: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?» Сколько себя помню, всегда отвечала: «стюардессой». В детстве мне казалось, что эти девушки даже важнее, чем пилоты, потому что в самолете они всегда рядом и готовы прийти на помощь.
К сожалению, когда выросла, стала сомневаться, что моя мечта о небе сбудется — казалось, что из-за плохого английского мне никогда не быть стюардессой. При этом даже не приходило в голову, что язык можно просто выучить😄
Первый шаг к мечте при поддержке подруги
Я поступила в Крымский экономический Институт в Симферополе, а после учебы переехала в Петербург. Когда мне было 25 лет, подружилась с девушкой, которая раньше работала бортпроводником. Как-то поделилась с ней своими страхами и сомнениями, подруга предложила: «Давай просто заполним анкету на сайте авиакомпании. По крайней мере, ты сделаешь хотя бы первый шаг к своей мечте». Мы тут же отправили заявку. Честно, я отнеслась ко всему этому несерьезно и ни на что не надеялась. Жила обычной жизнью и даже забыла про анкету. Каково же было мое удивление, когда меня пригласили на собеседование!
Все собеседования проходили в Москве, но меня это не пугало и не останавливало. После первой встречи с представителями авиакомпании все сомнения превратились в уверенность, что меня точно возьмут! Я уже не воспринимала будущую работу, как детскую мечту, а отнеслась к отбору, как к обычному трудоустройству. Думаю, это понимание и помогло мне получить должность.
Я прошла полное медицинское обследование, собеседование с психологом и даже проверку вестибулярного аппарата на центрифуге. Честно, было нелегко: сдаешь один анализ, пока ждешь следующий — результаты первого уже теряют актуальность, и снова едешь в столицу все пересдавать.
А еще у меня было два экзамена по английскому. Я знала его на бытовом уровне и считала, что этого недостаточно. На первом собеседовании был тест, я набрала проходной балл. На втором этапе прошла устное собеседование с элементарными вопросами, все оказалось не так сложно, как я думала.
Затем меня приняли на курсы, которые длились полгода. Мы изучали типы самолетов, международное законодательство и обычаи разных народов, проходили противопожарные тренинги, учились пользоваться плотами и жилетами, узнавали, как действовать в случае форс-мажоров, подтягивали свой уровень английского языка. Кстати, труднее всего мне было запомнить не спряжения иностранных глаголов, а типы самолетов.
Сложный график, но интересная жизнь
Сначала я полгода работала на узкофюзеляжных самолетах (авиалайнеры, где сиденья расположены по бокам единственного прохода, они вмещают до 6 человек в ряду - прим. ред.), летала в короткие рейсы по России. Потом меня перевели на широкофюзеляжные лайнеры (самолеты, которые имеют минимум два прохода между креслами и позволяют посадить от 7 человек в ряд - прим. ред.), я увидела Камчатку и Дальний Восток, Китай, Мальдивы, Таиланд, Вьетнам.
График был достаточно сложный и ненормированный. Мы знали свое расписание только на 3–4 дня вперед. После трехдневных командировок я получала перерыв на двое суток — первый день отсыпалась, второй — отдыхала. Если отправлялась в короткие рейсы, например, из Москвы в Петербург и обратно, то очередной полет мог быть на следующий день.
При таком графике сложно планировать личные дела. Пожалуй, из личных дел у меня в то время был только сон😄 Но я не жаловалась — обожала работу! Нравились путешествия и командировки, между рейсами могла провести несколько дней на Мальдивах. Любила наблюдать за пассажирами, помогать им и чувствовать себя «самой главной», как мечтала в детстве. Правда, уставала от ночных рейсов: тяжело не спать ночами, а потом возвращаться к обычному режиму бодрствования.
Стюардесса может спасти от пожара, найти котенка на высоте 10000 метров
Самым сложным, пожалуй, было общение с пассажирами: людей всегда много, иногда больше 400 человек, и все они разные. Важно угадать настроение людей, когда они поднимаются на борт. Потому что до посадки многие могли испытать тяжелые моменты: кто-то опаздывал, кому-то потрепали нервы на стойке регистрации или с багажом…Свой негатив пассажиры выплескивают на стюардесс, а мы стремимся сделать полет комфортным для всех.
Сложные случаи с выпившими пассажирами были практически в каждом рейсе. Нелегко объяснить такому человеку правила поведения на борту: убедить отдать алкоголь и вести себя тихо, чтобы не пришлось срочно сажать самолет. У меня, к счастью, экстренных посадок не было, но сдавать полиции дебоширов приходилось.
Из опасных случаев вспоминаю один. Мы готовились к вылету, в салон активно заходили пассажиры, как вдруг около меня появилось огромное облако дыма! По ощущениям, будто дымовая шашка взорвалась. Я увидела человека, у которого в руках телефон сам собой распался на две половины и из него повалил дым. Другие пассажиры не видели причину задымления, но у них началась паника, люди ломанулись к выходу… Я испугалась не меньше остальных, но просто не имела права поддаваться панике: на лекциях про форс-мажорные ситуации нас учили действовать быстро и хладнокровно. Схватила горящий и дымящийся телефон, пробралась через толпу к выходу и выкинула аппарат на летное поле. Мы задержали рейс, чтобы успокоить пассажиров и проветрить самолет. Это была достаточно опасная и страшная ситуация, в которой главное было не растеряться.
Впрочем, бывали и забавные случаи. Однажды пассажирка везла маленького персидского котенка. Эти животные плохо переносят перепады давления из-за приплюснутого носа. Женщина знала об этом, очень переживала за питомца и слегка расстегнула переноску, чтобы котенку «лучше дышалось», а потом заснула. О том, что пассажирка проснулась, узнал весь самолет. Она закричала, потому что котенок пропал. Хотя по правилам, выпускать животное в салон запрещено, но котенок правил не читал, он выбрался из переноски и отправился гулять по самолету. Мы искали его всем салоном, обнаружили у нас на «кухне» и очень обрадовались, что не раздавили тележкой, на которой возим еду и напитки. Котенок устал гулять и остаток пути проспал в переноске.
Вышла замуж и рассталась с полетами
Я проработала стюардессой 4,5 года, ушла, как говорится, «по семейным обстоятельствам». Вышла замуж и поняла, что люблю мужа больше, чем небо. В буквальном смысле: очень сложно строить семью, когда жены практически никогда не бывает дома. А даже если я была рядом — то, как правило, спала. При этом муж относился к моей работе с пониманием, не ставил никаких условий, не требовал, чтобы я уволилась. Просто мне самой хотелось проводить с ним больше времени и вместе планировать выходные.
Когда я всерьез задумалась о смене работы, не представляла, с чем свяжу свою жизнь дальше. Пожалуй, моим главным требованием было — чтобы я могла общаться с разными людьми, как на борту самолета.
Однажды муж рассказал, что в его компании требуется рекрутер, потому что предыдущий сотрудник сменил должность. Супруг сразу предупредил, что я должна пройти отбор на общих основаниях, без протекции. В этот момент я поняла, что профессия рекрутера мне подходит. Ну, а после строгого отбора на должность стюардессы, мне уже ничего было не страшно. Так после трех собеседований я стала рекрутером в IT-компании «Доктор на работе».
Мне нравится читать резюме и представлять, что за человек откликнулся на вакансию. А потом сверять свое впечатление с реальностью, когда кандидат приходит на собеседование. Нравится общаться с соискателями, рассказывать о компании и обязанностях кандидата, готовить офферы и помогать адаптироваться на рабочем месте.
Бывают и трудные моменты, когда кандидата, который мне понравился, отклоняет его потенциальный руководитель. И мне нужно деликатно отказать соискателю и подробно объяснить причину.
Конечно, я скучаю по небу, форме и самолетам. Особенно, когда лечу куда-то на отдых — мысленно ставлю себя на место стюардессы. Правда из-за этого не всегда удается расслабиться. Часто пересматриваю старые фото и горжусь, что какое-то время своей жизни отдала такой интересной и сложной профессии. Зато теперь мне легко и комфортно работать с любыми людьми.