Зацикленность на работе — это когнитивное искажение? Или что такое излишнее беспокойство об успехе

Ольгу злили незакрытые задачи и привели ее к нервному срыву. Тимур нанимал сотрудников под будущие проекты, а потом вынужден был увольнять всех, кого не получилось занять делом. В этой статье расскажем, как сильное рвение в работе отдаляет от целей.

Можно ли чрезмерно стремиться к успеху

Наши родители, дедушки и бабушки жили в культуре, где было не принято ставить себе амбициозные цели. После перестройки наше общество бросило в другую крайность. Вместе с рыночной экономикой пришел культ успеха и достигаторства. 

Теперь ставить цели и стремиться к ним — это хорошо. Плохо при этом загонять себя и ругать, если не получается их достичь, результаты не такие впечатляющие, как хотелось. 

Излишнее беспокойство об успехе — это ряд когнитивных искажений, то есть ошибок мышления, которые мешают адекватно воспринимать реальность. Некоторые из них не только создают искаженную картину мира, но и приводят к серьезным психологическим проблемам — повышенной тревожности, выгоранию, депрессии и другим. Когнитивная наука выделяет четыре вида искажений, которые относятся к излишнему беспокойству об успехе. 

  • Амплификация — чрезмерное усердие
  • Ускорение
  • Опережение 
  • Уход в сторону поиска информации
В каждом из этих случаев мышление загоняет нас в ловушку, в которой кажется «я делаю все возможное для успеха». На самом деле, каждое из этих искажений лишь попытка регулировать ситуацию, исключить то, что «неудобно» психике, с достижением успеха никак не связано, — говорит Алена Чубрик, частнопрактикующий психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Ниже мы разберем каждое из этих искажений — на примерах из практики Алены Чубрик (имена героев изменены).

Амплификация или чрезмерное усердие

Руководитель Дмитрия был встревожен тем, что у некогда успешного сотрудника резко снизилась продуктивность. За ним стали замечать, что он многое не успевает, часто задерживается на работе. Было подозрение на профессиональное выгорание: он не участвовал в жизни компании, не замечал коллег, часто срывался и подгонял подчиненных. 

Ему было недопустимо пойти даже на минимальный риск, мышление стало негибким и «туннельным». Он всячески пытался избежать неудачи, в результате чего в работе появился перфекционизм. Чтобы справляться с тревогой, он стремился снизить риск до нуля. В результате этого он проверял каждый свой шаг, совершал ненужные действия, усложнял путь из точки А в точку Б множеством ненужных движений.  

Дмитрий попал в ловушку амплификации. Такое поведение также называют перфекционизмом — человек прикладывает к задаче чрезмерное количество усилий, «придирается» к каждой детали и не удовлетворяется результатом, пока тот не станет идеальным, по его мнению. Психолог Андре Кукла в своей книге «Ментальные ловушки» назвал амплификацию «попыткой убить муху кувалдой».

Амплификация — это еще и про чрезмерное количество перепроверок, вычиток, перерасчетов и т. д. Например, разумно подсчитать цифры в отчете второй раз, чтобы убедиться, что не допустили ошибку. Но делать это третий и последующий разы — пустая трата времени. С каждой перепроверкой шанс найти ошибку снижается, при этом никогда нельзя добиться 100% уверенности. А некоторые задачи и вовсе не требуют идеального результата, гораздо разумнее сделать их «тяп-ляп». Например, незачем выводить красивым почерком и проверять на описки список покупок в супермаркете, но некоторые люди это делают.

Причиной такого поведения часто становится тревога. Изменения в работе и стресс повышают уровень тревожности до критического уровня. Это запускает привычные формы мышления и поведения. Первое, что мы сделали с Дмитрием — расписали его задачи и прикинули, сколько времени занимает каждая. На бумаге получилось, что он должен был справляться со всем в рабочее время. Мы начали наблюдать. Каждый день он писал, что сделал и сколько времени потратил. Оказалось, что каждая задача требовала больше времени, личного участия, вызывала сильное эмоциональное напряжение. Например, Дмитрий заполнял привычные документы, но по уровню напряжения казалось, что как минимум идет операция на сердце. Дмитрий постепенно научился отслеживать мысли и допускать уместный риск. Это была длительная работа, но в результате он сумел снизить тревожность, — рассказывает Алена Чубрик.

Ускорение

На работе Ольга была как «пуговка» — на ней все держалось. Множество документов проходили через ее руки, она связывала и регулировала работу всех подразделений. Ольга всегда уходила вовремя, потому что не могла задерживаться — дома ее ждала семья. Но она моментально отвечала на сообщения даже во внерабочее время и могла подключиться при необходимости с домашнего компьютера. 

Причиной этого состояния была старая привычка делать все сиюминутно. Ольга оказалась поглощена решением неотложных дел. На самом деле она спешила, потому что не могла расслабиться и поймать баланс между личной жизнью и работой в тех ситуациях, когда висели незакрытые задачи. Это заставляло торопиться и влияло на внимательность и качество исполнения.

Ольгу постигло второе когнитивное искажение, связанное с беспокойством об успехе — ускорение. То есть стремление сделать все как можно скорее. Нервозное выполнение задач приводит к ошибкам, а в некоторых случаях цена ошибки может быть очень высокой. К тому же, торопясь, мы находимся в стрессе.

Нервный срыв не заставил себя долго ждать: отчетный период в компании совпал с налоговой проверкой, после чего Ольга написала заявление об уходе. Таких сотрудников пытаются удержать. Заявление подписали, но пригласили психолога, чтобы понять ситуацию и не повторить ошибок. Ольга была сильно опустошена и обессилена. Всплыли ошибки последних недель и добили ее. Нам удалось упорядочить задачи, она училась оставлять их открытыми в конце дня, откладывать несрочные задачи и медленно и вдумчиво заниматься важными. Ольга забрала заявление, и качество ее работы повысилось.

Опережение

Тимур — амбициозный молодой человек, таких часто называют максималистами. Пока все руководители отделов тихо и планомерно решали рабочие вопросы, Тимур набирал полный штат, а потом увольнял половину людей, поскольку работы им не находилось. 

На самом деле Тимуру было сложно найти баланс между действием и оценкой ситуации. Работа — это процесс, где каждый шаг приводит к изменениям, в которых нужно сориентироваться, оценить эффект и сделать следующий шаг. Тимур же опережал изменения, его работа была похожа на постоянный режим действий, хотя совсем не требовала этого.

Ошибка опережения кроется в том, что мы тратим ресурсы на задачи, которые нам предстоит решить в будущем. Но необходимость выполнять задачу может отпасть или она может измениться. Как и в случае с ускорением, мы спешим там, где не нужно, а спешка приводит к стрессу. Разница лишь в том, что опережение — это про начало работы раньше времени, а ускорение — про сам процесс. Так что эти два искажения часто «ходят рядом». 

Опережение — зеркальное отражение затягивания, то есть прокрастинации. Прокрастинатор откладывает работу, которую уже давно пора бы начать, ждет «идеального момента». Опережающий, наоборот — стремится приступить к работе даже в тех случаях, когда разумнее подождать. В случае Тимура он тратил деньги и время на наем сотрудников, чтобы быть в «полной боевой готовности». Но было бы выгоднее приступить к поиску работника, когда появлялась такая необходимость.

В работе с психологом обнаружилось, что причиной также была тревога, с которой Тимур справлялся при помощи быстрых и решительных действий. Единственный вопрос, который он задавал: «Что будем делать?». И единственный ответ, который он не принимал: «Нужно подождать». Активные действия снимают напряжение, но не способствуют реальному достижению успеха. Замедлиться в таких ситуациях очень сложно, но Тимур научился.

Уклон в сторону поиска информации

Дарья очень боялась изменений и в результате буквально зависала в поиске информации. Она умела найти тренды и нужную информацию, но упускала момент. Например, находила выгодную недвижимость и источник финансирования, но останавливалась, не делая решительный шаг. Стоимость вырастала, ставки по кредиту тоже. Дальше все повторялось.

Причина крылась в неготовности сделать выбор. Ее мышление подсказывало, что где-то есть однозначно выигрышный вариант. Казалось, что она стремится к успеху, на самом деле защищалась от ответственности за сделанный выбор.

Это когнитивное искажение сродни амплификации. Оно часто проявляется у людей, которые пишут тексты — журналистов, копирайтеров, ученых и студентов, пишущих курсовую или диплом. Этап исследования затягивается, из-за неуверенности или той же прокрастинации человек не переходит к самой работе. Всегда можно собрать еще больше материала, найти еще одно исследование, спросить мнение еще одного эксперта, чтобы написать статью или принять важное решение.

Но на каком-то этапе исследование перестает приносить пользу, а новые данные только добавляют неуверенности и запутывают. В какой-то момент нужно прекратить поиск информации и начать действовать. Только не попадите в ловушку опережения! 😉

Как избавиться от излишнего беспокойства об успехе

  • Осознать, что подвержены искажениям. Признание проблемы — это уже половина ее решения.
  • Разобраться в своих целях. Нужно убедиться, что они действительно ваши, а не навязаны родителями/учителями/рекламой и т. д.
  • Допустить разумную степень риска в своей жизни и рабочих задачах.
  • Научиться принимать решения. Смириться с тем, что полностью избежать ошибок и неудачных решений не получится.
  • Работать над самооценкой. Найти другие опоры в жизни, например, выстраивать доверительные и поддерживающие отношения с окружающими.

Неконтролируемые усилия и перфекционизм могут привести к изнурению, негативному влиянию на физическое и психическое здоровье, считает практикующий психолог и член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Марина Кнутова. Кроме того, такие искажения могут создавать напряженную рабочую атмосферу, плохо влиять на отношения с коллегами и клиентами, снизить производительность и качество работы.

Важно научиться находить баланс между амбициями и реальными возможностями. Установить реалистичные сроки и приоритеты, сосредоточиться на эффективности и качестве работы, понять, что идеальный результат не всегда приоритетен, и что важнее всего — достижение заданных целей в установленные сроки, — советует Кнутова.


Это наша первая статья про когнитивные искажения. Поставьте 👍, если хотите увидеть другие части