Спецвыпуск ко Дню учителя — обсуждаем с экспертами кадровые проблемы и особенности в коммерческом секторе образовательных услуг. Бонус: обзор актуальных зарплат в срезе октября 2024.
Ситуация с кадрами
Сложности с подбором педагогов есть не только у государственных организаций, частный сектор тоже ощущает дефицит.
Особенно не хватает учителей начальной школы, математиков, преподавателей физики и химии. Но зачастую все хорошие учителя уже «заняты». Было бы здорово, если бы мы наконец перешли от конкуренции к кооперации — чтобы учителя из государственных школ не боялись частных, и наоборот. Уверен, что нам есть, чему поучиться друг у друга.
Набор ведется постоянно, это непрекращающийся процесс. И дело не в бешеной текучке, а в том, что сфера активно развивается — особенно в формате онлайн-обучения. Спрос на частные образовательные услуги растет, открываются новые школы, учебные центры, секции дополнительного образования — опытные преподаватели нарасхват.
Формат онлайн-школы позволяет работать с огромным количеством учеников. Каждый день к нам добавляется несколько новых клиентов, для каждого нужно подобрать специалиста. Некоторые позиции закрыть особенно трудно — например, очень сложно найти высококвалифицированных логопедов, готовых работать в ночное время по Москве.
Тут всплывает другая проблема — недостаточная гибкость многих педагогов. У частных школ нет единого стандарта, в каждом проекте своя миссия, подход, ценности. Опытные специалисты не всегда готовы вникать в детали, приходят со своим пониманием, «как надо», и не хотят его корректировать под концепцию школы. Чаще всего такие педагоги приходят из государственного сектора, отмечает Иван Гладиборода. С другой стороны, молодым преподавателям отчаянно не хватает опыта в работе с детьми. Не умеют удерживать внимание, не понимают особенностей возрастного развития, не владеют навыками проектирования занятия — вместо увлекательного урока получается сухая лекция.
Как ищут учителей
Никто не отменял стандартные методы — сайты вакансий и «сарафанное радио». Они работают, но в условиях нехватки кадров приходится расширять горизонты поиска. Популярные варианты:
- Профильные Telegram-каналы, соцсети и блоги
- Конкурсные мероприятия педагогического сообщества
- Размещение вакансий через администрацию педагогических колледжей и вузов
- Рекомендации за вознаграждение
Кроме того, частный сектор активно хантит репетиторов — например, с популярных платформ, где педагоги ищут заказы. Только нужно еще убедить преподавателя, что работа в частной школе имеет свои преимущества. Учителя обычно ожидают уровня оплаты, сопоставимого с заработком в частной практике. Но школа — это не просто посредник между клиентом и педагогом. Это сложная структура с множеством департаментов — тут и маркетологи для привлечения новых учеников, и методисты, и финансисты, и отдел клиентского сервиса.
Поэтому стоимость урока специалиста, который работает на себя, всегда будет выше стоимости, которую может предложить школа. Зато учителю не нужно беспокоиться о поиске клиентов — его обеспечат учениками, стабильной нагрузкой. Кроме того, школа заботится, чтобы клиенты вовремя оплачивали и продлевали занятия. Также педагога обеспечивают методическими материалами, поддержкой и консилиумом из коллег, с которыми можно обсудить сложный случай и посоветоваться.
Здесь возникает еще один «подводный камень». Востребованные педагоги, освоившие частную практику, не видят смысла принимать предложение работодателя. А те, у кого есть проблемы с поиском клиентов и оплатой за уроки, не всегда соответствуют запросам частных школ. Послушаем мнение учителя.
Я уже почти пять лет сотрудничаю с двумя платформами для репетиторов, на обеих регулярно получаю предложения от коммерческих образовательных организаций. Выглядит это так: прилетает заказ, в шапке стандартная анкета — возраст ученика, цель обучения, уровень подготовки и т.д. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что это частная школа приглашает меня в команду. Но зачем мне туда идти, если стоимость занятия предлагают намного ниже, чем моя минимальная ставка на платформе? Возможно, это актуально для начинающих специалистов, у которых еще нет рейтинга, репутации, отзывов. Но опытного профи платформа и так обеспечивает учениками, я ни разу не сидела без заказов.
Ирина Яковлева отмечает, что некоторые онлайн-школы отказываются от индивидуальных собеседований. Их заменяют групповыми, либо вместо встречи предлагают записать видео- или аудио-ответы на вопросы. В «Логопотаме» считают, что собеседование — ключевой момент при подборе. Сфера специфическая, здесь не может быть стандартных HR-метрик, опросников и тестов.
Мы проводим собеседование с применением ролевого метода: педагог-кандидат некоторое время занимается с рекрутером как с ребенком. Так получаем комплексную картину — насколько человек эмоционален и вовлечен, хвалит ли ученика, как реагирует на его ошибки и прочее. Это дает не только общую оценку компетенций, но и прогноз на будущее — сработаемся ли с преподавателем, подходит ли он по человеческим качествам, — поясняет Ирина Яковлева.
По словам экспертов, практика прицельного «переманивания» учителей из других школ — редкое явление. Слишком большие репутационные риски, плюс опасность «словить бумеранг», когда уже ваших педагогов начнут откровенно хантить. А вот рекомендации работают отлично. Например, учитель пришел, освоился и пригласил экс-коллег с прошлого места работы. Такие кандидаты самые релевантные.
Еще важный момент — совпадение долгосрочных целей. Образовательная сфера подразумевает системный подход, длительное сотрудничество. Иван Гладиборода предлагает максимально честно и конкретно сформулировать, чего вы ждете от специалиста и что готовы ему предложить. А потом сопоставить с тем, что хочет и может кандидат — обязательно уточните, почему он уходит с предыдущего места, как видит свое развитие.
Что с зарплатами?
Оценили ситуацию по актуальным вакансиям на Зарплате.ру. Онлайн-школы в основном предлагают гибкий график, где доход привязан к количеству занятий, и педагог сам регулирует нагрузку. Отсюда огромные «вилки». Например, 2 октября 2024 картина такая:
Английский язык: от 20 до 200 тысяч рублей
Математика: от 20 до 150 тысяч
Начальная школа: от 39 до 85 тысяч
Физика: от 25 до 120 тысяч
Еще одна причина широких диапазонов зарплат — внутренняя политика школ, где дополнительно поощряют самых активных и востребованных учителей. Так, в «Логопотаме» нам озвучили вилку от 50 до 110 тысяч рублей в месяц у специалистов с хорошей нагрузкой, в питерской «ИндиКид» — от 80 до 100 тысяч.
Также встречаются нишевые запросы с подработкой для учителей, где изначально не предусмотрена большая загрузка.
Преподаватель китайского — 1 час в неделю, от 1 000 до 2 000 рублей за занятие
Музыкальный руководитель в частный детский сад — 2 дня в неделю на 2-3 часа, зарплата от 25 до 35 тысяч
Преподаватель Roblox, Scratch, робототехники — от 1 300 до 1 600 рублей за урок, зависит от длительности занятия и уровня компетенций
Тренер по шахматам для детей — от 1 000 до 1 800 за час работы
Поздравляем всех учителей с наступающим профессиональным праздником! Пусть зарплаты растут, ученики радуют успехами, а их родители — адекватностью 💐
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы