Как и зачем готовить рассказ о себе перед собеседованием? Экспертный разбор
Учимся эффектно подавать себя на интервью с работодателем. Секретами крутой самопрезентации делится Константин Старостин — основатель школы риторики «Чётко», эксперт в сфере публичных выступлений и делового общения. Бонус-сюрприз: Константин изучит случайную вакансию и представит себя соискателем😎
Зачем готовиться заранее
Самопрезентация — звучит солидно и сложно, хотя на самом деле это всего лишь умение подать себя, создать впечатление, нарисовать образ в глазах слушателей или собеседников. Навык пригодится не только кандидатам на творческие или руководящие позиции. Он полезен всем, кто активно ищет работу, а тем, кто планирует карьерный рост, — просто необходим. Константин уверен, что абсолютно любой взрослый человек может научиться самопрезентации — независимо от профессии и сферы деятельности.
Это миф, будто кому-то дано убедительно выступать, а кому-то нет. Публичные выступления и самопрезентация — навык, который можно и нужно тренировать. Дело техники, а не какой-то уникальный талант.
Перед собеседованием стоит подготовить структурную самопрезентацию — короткий рассказ о себе, в котором ярко и убедительно раскроете сильные стороны в разрезе конкретной вакансии. Что это даст:
- системно посмотрите на свой опыт — выделите главное, вспомните лучшее
- сопоставите запрос вакансии со своими реальными возможностями
- добавите себе +10 к спокойствию — готовая шпаргалка в голове здорово прибавляет уверенности
Собрать в кучку цифры и факты, зафиксировать, произнести вслух — важный этап, который даст гораздо больше, чем кажется. Константин приводит в пример своего ученика из школы риторики.
Человек работал в одном из самых крупных банков РФ, и однажды его пригласили на дополнительное собеседование — с прицелом повысить в должности. Нужно было подготовить четкую самопрезентацию, но он не знал, как именно подобрать и оформить конкретику. Так часто бывает — работаешь, успешно справляешься с задачами, но не можешь навскидку, одним махом внятно подытожить свои компетенции и сильные стороны. Мы с этим человеком сели и стали отвечать на вопросы о его работе — оказалось, что профессиональных достижений и преимуществ у него предостаточно. Например, он 4 года работал в компании, из них три — на текущей должности. Все это время не боялся принимать решения в сложных ситуациях, выдавал стабильные результаты, получал благодарность от клиентов. Был готов к наставничеству, охотно помогал коллегам развиваться и расти. Мы подготовили тезисный план на основе его ответов — и получили базу для крепкой самопрезентации.
Посмотрите, что получилось после подготовки.
Как построить яркую самопрезентацию
Три кита структурного рассказа о себе на собеседовании:
🔹Я эксперт — направления экспертизы
🔹Почему я эксперт — доказательства успешной работы
🔹Польза — чем могу быть полезен
Прежде чем приступать к тезисам, изучите запрос работодателя — какого специалиста ищут, какие навыки в приоритете, какой опыт станет преимуществом соискателя. Для этого нужно внимательно изучить вакансию, а заодно навести справки о компании — хорошенько погуглить и порыться в соцсетях.
Константин отмечает, что сегодня многие вакансии требуют сочетания навыков из смежных сфер. Обязательно подчеркните, почему откликнулись именно на эту позицию.
Нет смысла перечислять должностные инструкции, которые у вас были на прошлом месте работы, компании, с которыми сотрудничали. Работодатель хочет услышать, какой у вас был опыт именно по задачам вакансии, чем будете полезны здесь и сейчас. На это и нужно ставить акцент, остальное — лирика.
Частая проблема скромных соискателей — им кажется, будто самопрезентация попахивает бесстыдным хвастовством. Вовсе нет. Вы не говорите: «Я крутой, идеальный, могу решить любую проблему». Вы рассказываете о себе цифрами, датами, процентами, конкретикой. Даете фактуру, а выводы собеседник делает сам.
Совет: с цифрами важно не переборщить и приводить только достоверную информацию. Когда цифры округляют, все невольно думают, что это какая-то уловка, обман. Поэтому лучше говорить максимально конкретно, как это было в жизни. Например, «пять лет работал в продажах» звучит красиво, но «четыре с половиной года» или «осенью будет пять лет, как я…» — честнее, вызовет больше доверия.
Показать экспертность и мастерство помогут самые очевидные факты, надо только их систематизировать и компактно подать. Например, через навыки — что умеете, какие задачи решали, какого уровня квалификации достигли, сколько у вас профессионального опыта. Это работает для «белых», «синих» и любых других воротничков. Работник кузовного цеха в самопрезентации может рассказать, сколько машин в месяц обслуживал, каких марок, какие виды ремонта производил, с каким оборудованием умеет работать, какие нестандартные задачи решал — это и будет лучшим показателем экспертности.
Пачка «боевых» приемов
Итак, план готов — вы четко знаете, как и о чем будете говорить, цифры и факты под рукой. Но впечатление о вас начинает формироваться с первого взгляда, до того, как заговорите. Поэтому еще за порогом кабинета выпрямитесь, расправьте плечи. Про опрятность, чистую одежду и обувь — очевидно. Дыхание должно быть свежим.
Переходим к самому рассказу. Несколько советов от Константина:
- Следите за невербальными сигналами — мимикой, позой, жестами.
- Чаще используйте глаголы совершенного вида — «сделал, придумал, внедрил» вместо «делал, придумывал, внедрял». Так подчеркнете, что событие уже состоялось, ваши результаты зафиксировали.
- Когда говорите об успехах, упоминайте не только личные, но и коллективные. Так работодатель поймет, что умеете работать в команде.
- Говорите не только о прошлом. Добавьте 1-2 цели на ближайшее будущее — так покажете мотивацию и перспективы развития.
- Тщательно продумайте и выучите первую и последнюю фразы самопрезентации.
- Используйте приемы захвата внимания — например, сделайте профессиональный комплимент, задайте риторический вопрос, заявите важную мысль, которую раскроете чуть позже.
- Если вдруг забыли слова, потеряли мысль — сделайте два глубоких вдоха носом и два выдоха ртом. Всегда можно взять паузу, чтобы собраться с мыслями — это гораздо лучше, чем тараторить первое, что придет на ум.
- Если получили в лоб жесткий вопрос, используйте технику многоуровневого ответа, когда раскладываете себя на несколько ролей.
Пример:
— А вам не кажется, что претендуете на слишком высокую зарплату?
— Как соискатель, который только откликнулся на вакансию, я понимаю, что такая стоимость может быть высокой. Но как профессионал, который больше 10 лет в деле, я понимаю, что по рынку это оправдано.
Помните пять главных «не» самопрезентации:
❌ не давите на жалость
❌ не приукрашивайте свои достоинства
❌ не говорите, что волнуетесь
❌ не отзывайтесь плохо о бывших коллегах и начальнике
❌ не забывайте улыбаться
Кстати, советами и примерами из практики Константин щедро делится и с теми, кто планирует часто выступать перед публикой.
Эксперимент в полевых условиях
Мы предложили Константину посмотреть случайную вакансию, представить себя соискателем и подготовить самопрезентацию к собеседованию. Выпал продавец-консультант. Пока готовили статью, вакансия уже закрылась, но сохранился скриншот описания:
Ответ Константина с пояснениями:
Здравствуйте, меня зовут Костя. Больше трех лет я работаю консультантом в магазине одежды. И в работе мне помогают три главных качества. Это клиентоориентированность, эмоциональный интеллект и интерес к миру моды.
Примечание: я неспроста выделил интерес к миру моды, потому что в описании вакансии это повторяется дважды. Значит, это максимально важно для работодателя.
На последнем месте работы у меня было больше 15 постоянных клиентов, которые возвращались ежемесячно, потому что со мной им легко, быстро и удобно подобрать новый образ. Интерес к миру моды и насмотренность помогают мне в продажах. Например, я вижу, что человек долго перебирает одежду, сомневается — могу подойти, ненавязчиво предложить решение, и это влияет на решение в покупках. Что касается эмоционального интеллекта, я умею находить общий язык с самыми притязательными к своему внешнему виду людьми, могу подстроиться под их темперамент. Это помогает мне быть на одной волне с клиентом и продавать ненавязчиво.
Примечание: как видите, я делаю акцент на продаже, что важно для работодателя. А завершить самопрезентацию планирую глобальной мыслью о миссии, чтобы показать масштаб личности и отношение к профессии.
Я хочу, чтобы люди выбирали удобную одежду на каждый день, но при этом выглядели стильно. И в этом мне помогает искренний интерес к запросу клиента, чувство вкуса, свободное ориентирование в мире моды.
Так можно потренироваться на любой вакансии, это полезные ролевые игры.
Ставьте палец вверх 👍 и сохраняйте статью в закладки — пригодится