«Накидай пару некринжовых идей»: как тестируют соискателей на творческие вакансии?
Если вы кандидат на творческую должность, работодатель наверняка захочет проверить не только ваши профессиональные навыки, но и умение мыслить нестандартно. У креативности нет единиц измерения и универсальных систем проверки. Каждая компания придумывает тестовые задания под себя. Познакомимся с реальными кейсами и мнениями экспертов на этот счёт.
Что проверяет работодатель?
Творческий потенциал без профессиональных навыков никого на рынке не зацепит. Зачастую компании устраивают тесты «два в одном» — пусть кандидат покажет, как владеет техническими навыками, но сделает это креативно. Такая практика очень популярна в рекрутинге маркетологов.
А вот и живой пример — прямо сейчас на сервисе Зарплата.ру есть вакансия дизайнера. В шапке объявления детально описаны условия тестового задания. У соискателей проверяют массу «жёстких» навыков (hard skills), а заодно и креативный подход. Результат задания явно интересует работодателя больше, чем остальные успехи кандидата, потому что дальше в объявлении написано: «Скучный текст вакансии, какие мы крутые — можно не читать» :-)
Другой вариант — поэтапный отбор кандидатов с последовательной проверкой навыков.
— Творчество — это умение нестандартно применять существующие «законы», и для творческих профессий невозможно создать единый тест. Оценивая кандидатов, нужно отловить золотую середину между «абсолютным творчеством» и «коммерческой выгодой» (финансовой пользой для заказчика), — сказал нам генеральный директор студии архитектурной фотографии «АрхФото» Анатолий Шостак.
В компании Анатолия отбор проходит в три этапа:
1. Оценка знаний кандидата и наличия у него оборудования
2. Скрытый тест на сообразительность и стрессоустойчивость (творческие люди часто очень эмоциональны)
3. Тест на коммерческую эффективность финальных материалов
Такая схема работы позволяет отсеять 90% неподходящих кандидатов, поясняет руководитель студии.
Некоторые менеджеры по подбору персонала всё же принципиально не делят должности на «творческие» и «обычные».
— Мы не проводим такого «водораздела». Верю, что в любой работе есть возможность проявить творческое начало. Мы разрабатываем цифровые продукты, и самый яркий представитель креативной индустрии в нашей команде — дизайнер. Дизайнеры с опытом, как правило, упаковывают своё портфолио. Оно и становится главным источником данных о подготовке кандидата на позицию. Если портфолио слабое — тестовое задание вряд ли покажет что-то принципиально другое. А если у кандидата есть крутые реализованные проекты — зачем тратить время на проверку? — делится опытом HRD компании arcsinus Мане Фаворская.
Должны ли платить за тестовые задания?
В Трудовом кодексе не урегулирован вопрос проведения тестовых заданий. На практике можно встретить самые разные кейсы. Например, уже упомянутая студия «АрхФото» не платит соискателям за тестовые, но если компания понимает, что созданные материалы ей понадобятся — с кандидатом договариваются об оплате, независимо от итогов собеседования.
— В последние годы на рынке появились юридические конторы по работе с авторским правом. В сотрудничестве с IT-компаниями они отыскивают в интернете объекты неправомерного использования и отсуживают суммы, которые в разы превышают потенциальную стоимость произведений, — объясняет Анатолий Шостак.
Похожая тактика и у компании arcsinus: если кандидату дают не просто тестовое задание, а кейс из реальной практики организации, работа оплачивается.
Бывают и недобросовестные работодатели, которые под видом тестового задания выманивают интеллектуальный труд соискателя. Негативным опытом поделилась с нами художник-иллюстратор Лариса Хайретдинова:
«Речь шла об оформлении медицинского атласа нервной системы. Планировалось 10-15 иллюстраций. Это очень сложный вид работ, требующий понимания и знания анатомии. Мне прислали тестовое задание, обещали, что оно будет оплачено после оформления документов. Это насторожило, поэтому я оставила один участок иллюстрации недоработанным. Меня попросили сделать более детально. Я спросила про условия работы и оплату. И тут выяснилось, что иллюстраций надо в пятнадцать раз больше первоначальной цифры (150!). Стоимость одной иллюстрации планировалась в размере 666 рублей. И срок 2 месяца. После моего отказа работодатель предложил увеличить срок. В итоге за тестовое задание мне так и не заплатили».
Кстати, у нашего HR есть несколько советов, как не стать жертвой мутных схем во время выполнения тестовых заданий:
— До собеседования обратите внимание на то, предполагается ли выполнение тестового задания. Если да, оцените объём и сложность задания. Тестирование должно быть направлено на то, чтобы работодатель понял алгоритм ваших действий, степень креативности, соответствие ваших навыков требуемым. Если задание излишне детализировано, стоит насторожиться. Если возможно, установите на своей работе водяной знак «Тестовое задание» или подобный. Отказ в приёме на работу по результатам тестирования можно обжаловать в суде. Если в судебном разбирательстве установят, что тестовое задание не имело цели выявить профессиональные компетенции кандидата, то отказ в приёме на работу могут признать незаконным, — напоминает HR Зарплаты.ру Александра Толопа.
У нас есть любопытная история про тестовые задания, которой поделился руководитель рекламного отдела Зарплаты.ру. Данил Столетов. Он прошёл целый марафон собеседований и хитрых задачек, но так только подогрел свой интерес к должности. Да, аудит рекламной кампании на 30 страниц — это сильно :-) Большинству соискателей симпатичнее другая позиция:
— Лучшее тестовое задание — то, которое занимает у соискателя не более часа. Далее нужно присматриваться к кандидату во время испытательного периода, — считает независимый редактор Дмитрий Исламов.
__
А вам приходилось сталкиваться с тестовыми заданиями «на креативность»? Пополним копилку историй в комментариях!