История из первых уст от копирайтера-фрилансера Марины, которая работает сама на себя уже три года и не собирается возвращаться в наём. Можно ли зарабатывать на текстах в 2022-м, когда многие российские компании экономят на всём подряд? Как стать спецом, которого не стыдно рекомендовать?
— Меня зовут Марина. Три года назад я работала в офисе. В один из обычных дней подруга написала мне: «Слушай, есть одни ребята, я им посты пишу в соцсети. Сейчас времени нет на них, хочешь взять? Платят вовремя, работы не очень много».
Оказалось, что такая подработка приносит неплохие деньги. Если иметь два-три проекта, можно вообще жить припеваючи. Посмотрела биржи и вакансии, достойных вариантов не нашла. Сделала ставку на «сарафанное радио» и soft skills. Ставка сыграла.
«Я стала самозанятой, плачу налоги в два клика и сама назначаю цену услуг. Проблем с поиском проектов тоже уже нет, даже сейчас, в кризис. Кому-то всегда нужны тексты. Важно, чтобы этот кто-то имел на меня выход или прямую рекомендацию от коллег».
Теперь я уже могу дать советы начинающим фрилансерам, чтобы их рекомендовали «из рук в руки». Эти мысли подкреплены моим опытом.
Как выстроить работу с заказчиками
Отношение к дедлайнам. Просто представьте, что это не «их» дедлайн, а ваш. Это вам надо успеть вовремя, иначе вас поругают и оштрафуют. Это ваша зона ответственности. Представили? Вот так и относитесь к поставленным срокам.
Реакция на правки и комментарии заказчика. Примите как факт: интеллектуальный труд, сделанный за деньги, перестаёт быть вашей собственностью, если это установлено договором. Клиент платит за результат — выдайте ему желаемое. Если ваша внутренняя Баба-яга против, ищите другого клиента.
Человеческий фактор. За рабочими чатами находятся обычные люди. Возможно, в жизни они вас ни разу не видели. Поэтому включаем soft skills или гибкие навыки на максимум и становимся исполнителем, приятным во всех отношениях.
Напомним про гибкие навыки: коммуникация, умение критически мыслить, клиентоориентированность, способности в менторинге, решении проблем, управлении проектами, работа в условиях стресса и неопределённости, эмоциональный интеллект.
Материал по теме: Эмоциональный интеллект на языке HR
«Если в чате пошутили и начали откровенно флудить, покажите вовлечённость. Отправьте подходящую гифку, присоединитесь к поздравлениям, если у кого-то праздник. Конечно, не надо перегибать палку, но показать себя частью команды всегда уместно».
Выручайте людей, если это не требует от вас сверхусилий. Кто-то потерял ссылку или забыл дату? Потратьте пару минут, подскажите, подхватите задачу, если у кого-то завал.
Договаривайтесь о рабочих часах заранее. Это нормально, особенно, когда вы живёте в одном часовом поясе, а заказчик в другом. Элементарная вежливость, и всем станет ясно, когда вы 100% на связи.
Не молчите о проблемах. Играйте в открытую. Если не хватает вводных, изменились обстоятельства, вы банально не понимаете какого-то пункта в брифе/ТЗ, напишите заказчику. Не стесняйтесь предлагать свои варианты решения проблем. Если всё идёт по плану, всё равно сообщайте о статусе выполнения задания. Поверьте, этот жест оценят.
Я советую с самого начала относиться к работе так, будто вы уже в одной команде с клиентом. Это всегда считывается на эмоциональном уровне, и только так вы шаг за шагом заработаете отличную репутацию.
Ещё больше статей для соискателей от наших экспертов и представителей различных профессий читайте на Дзене Зарплаты.ру.
__
Хотите добавить что-то к перечисленным советам? Пишите в комментариях!
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы