В недавней статье разбирались, как контролировать задачи дистанционных сотрудников, а сегодня поговорим про учет рабочего времени на удаленке. Бонус: список программ, которые автоматически посчитают все за вас.
Что говорит Трудовой кодекс
Как оформлять трудовые отношения на удаленке, описывает ст. 312 ТК РФ. В четвертой части параграфа проясняют особенности учета рабочего времени. А именно — что удаленщики могут выстраивать режим труда и отдыха по своему усмотрению, «если иное не предусмотрено коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к нему».
То есть, вопрос целиком отдали на откуп работодателю — все зависит от условий, прописанных в трудовом договоре, дополнительном соглашении к нему или локальном нормативном акте.
!Важно: вести табели учета рабочего времени на всех штатных сотрудников — прямая обязанность работодателя (ст. 91 ТК). Дистанционные работники — не исключение. Формат учета можно выбирать, исходя из специфики бизнес-процессов. Кому-то удобнее по старинке заводить Excel-таблицы, а кто-то предпочитает CRM, автоматизацию и полный уход в ЭДО.
Как это делают
Максим Оганов — ментор, бизнес-консультант и автор проекта «Oganov.Consulting» — считает, что лучше заранее договориться с сотрудником о режиме работы, так проще считать рабочие часы:
Например, пропишите в трудовом договоре фиксированное количество часов в неделю или в день. Также можете установить конкретный период, когда работник должен быть доступен для связи. Здесь же укажите время перерывов — допустим, у работника есть право на обеденный перерыв с 13 до 14 часов и несколько 5-минутных пауз в течение дня.
Дмитрий Ростовский — арбитражный управляющий компании «Ростовский и Партнеры» — привязывает оплату труда юристов на удаленке к конечному результату:
Для повторяющихся процессов высчитываем среднее время на подготовку юридического документа. В конце каждого рабочего дня юрист сообщает, какие задачи он выполнил. Эта работа оцифровывается в количество часов, по ним и начисляем зарплату.
В коммуникационном агентстве PR Partner используют электронные отчеты, где сотрудник фиксирует выполненные задачи и затраченное время. В документах прописали требования к удаленной работе: сотрудник должен находиться на связи в рабочие часы, отвечать руководителю и клиенту на запросы в течение часа после получения, выполнять поставленные задачи. Перерывы оговаривают заранее: как правило, это час на обед в промежутке с 12:00 до 16:00. Общение с коллегами и клиентами идет в мессенджерах, поэтому легко заметить, кто не на связи, уточняет Анастасия Курникова, HR-менеджер агентства.
Сервисы для учета рабочего времени
Есть два варианта автоматизировать процесс: через CRM-системы или с помощью сервисов тайм-трекинга. Перечислим популярные программы, в которых можно автоматически фиксировать время работы и отдыха, учитывать встречи и звонки, а также контролировать сайты, с которыми взаимодействовали дистанционные сотрудники. Все сервисы платные, но есть пробный период для тест-драйва.
CrocoTime
Отслеживает рабочую активность в течение дня, собирает статистику и готовит отчеты. Например, можно посмотреть, сколько времени ушло на каждую задачу, сколько раз сотрудник делал перерывы, где переработал, а где не доработал.
CrocoTime умеет фиксировать и задачи вне компьютера — программу можно интегрировать с календарями, IP-телефонией, турникетами и терминалами. Так работодатели ведут учет телефонных переговоров, совещаний, деловых поездок и других дел, которые входят в рабочее время сотрудника.
Kickidler
Тайм-трекер с акцентом на жесткий контроль эффективности работников. Как и CrocoTime, он составляет отчеты и табели по учету рабочего времени. Отслеживает нарушения дисциплины — внеурочные перерывы, опоздания, переходы на развлекательные или подозрительные сайты. Главная фишка Kickidler — можно смотреть, что происходит на мониторе сотрудника, в режиме реального времени. Также программа умеет считать скорость работы, буквально: продуктивность в секунду.
Инсайдер
Счетчик рабочего времени с подробным анализом эффективности каждого сотрудника. Может делать фотографии экрана, отслеживать нажатие клавиш. Полностью оправдывает свое название — умеет работать в скрытом режиме. Сервис популярен в компаниях, где особенно важно защититься от утечки конфиденциальной информации.
Программ с похожим функционалом много: StaffCop, Time Доктор, ОфисМЕТРИКА, BitCop, «Стахановец» и другие. Разница только в цене, степени контроля и техническом удобстве. Если планируете ввести в компании что-то подобное, будьте готовы — часть команды может активно сопротивляться, опасаясь тотальной слежки.
Хотите больше материалов про удаленку глазами работодателя — ставьте 👍
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы