Моя семья решила, что я сошла с ума: как я стала режиссером в 35 лет

Меня зовут Елена Елагина, моя первое образование не имеет ничего общего с творчеством, мне потребовались годы, чтобы осознать, что я хочу получить образование кинорежиссера. Теперь снимаю светлые психологические фильмы о смысле жизни.

По первому образованию я экономист-информатик, окончила Новосибирский Университет Экономики и Управления. Но внутренне я всегда знала — это не мое, мне хотелось стать фотографом или художником, но родители говорили «этим не заработаешь, нужно выбирать перспективную прибыльную профессию».

После вуза я стала работать бизнес-аналитиком в крупной компании, казалось бы, все есть: личный кабинет, высокий оклад, современные технологии, стабильность. Но уже тогда мне не нравилось, что на работе я трачу личное время и решаю чьи-то задачи. Хотелось создавать что-то свое. Корпоративная жизнь забирала весь ресурс, чтобы как-то восстановиться, в свободное время я фотографировала.

Через три года переехала в Питер и сменила профессию

В 2006 году я съездила в Петербург и буквально влюбилась в этот город. Всю осень думала про переезд, а уже в январе купила билет в один конец. На новом месте жизнь будто началась заново, я сразу почувствовала себя свободной, еще больше захотела  заниматься творчеством.

В Петербурге творческую работу нашла не сразу, и снова пришлось устроиться по специальности, но через 4 месяца я уволилась, и это была моя последняя офисная работа. Во многом на решение уволиться повлиял тренинг личностного роста. Как сейчас помню упражнение, где мы 10 минут отвечали друг другу на вопрос «Чего ты хочешь?». Я поняла, что хочу только фотографировать.

Начала с фотосессий для знакомых за минимальный прайс, а позже открыла фотостудию. Но не рассчитала свои силы, брала все заказы подряд, не уделила внимания маркетингу и рекламе, не сумела грамотно делегировать. Итог: я выгорела, продала студию, а фотоаппарат оказался на дальней полке. Кстати, до сих пор он там, столько лет прошло, но я так и не смогла вернуться в фотографию, хотя люблю это.

Творческий кризис сменился долгожданным декретом, где я тоже не могла сидеть без дела и создала свою онлайн-школу. Началось с курса по фотокнигам, создала его за два месяца. Программу курса и сценарий к урокам писала в заметках телефона, пока сын спал в коляске, потом сняла видеоуроки, сделала сайт с помощью программиста, открыла ИП, наняла помощницу и стала вести соцсети.

Со временем решила не только продавать курс, но и учить мамочек в декрете делать свои онлайн-курсы, эта идея выстрелила — моя школа стала приносить хороший доход. А потом появился крупный конкурент и влил в рекламу миллионы, я потеряла внушительную часть рынка и свернула бизнес — подумала, что бессмысленно сражаться с гигантом. Если все это проанализировать, я дважды останавливалась в желаемом деле, но с режиссурой решила идти до конца.

Как в моей жизни появилась режиссура

Хорошо помню тот день в апреле 2018 года, когда посмотрела один итальянский фильм и все внутри перевернулось, я будто увидела себя и свою жизнь со стороны и поняла, что давно не чувствовала себя молодой, счастливой и влюбленной. Мне было 35, я — жена и мама 4-х летнего сына, владелица онлайн-школы по созданию видеокурсов, но работа, быт и материнство меня не наполняли, я будто и не жила, а проводила время в заботах о семье, сыне, доме.

После просмотра фильма я месяц провела в саморефлексии, бесконечно искала ответ на вопрос «Чего я хочу?». Кстати, считаю этот вопрос самым мощным, и иногда требуется время, чтобы честно ответить на него самому себе. В 35 лет я дала себе такой ответ: хочу снимать светлые, интеллектуальные, эстетические фильмы. И как только ответ пришел, я пошла и поступила на режиссуру.

Совмещать учебу и материнство было трудно

Выбрала Высшую Школу Режиссеров и Сценаристов при «Ленфильме»: привлекли историческое место создания кино и добрые фильмы мастера курса Юрия Фетинга. Обучение длилось два года, и стало для меня настоящим вызовом, потому что совмещать учебу и семейную жизнь было нелегко.

Родные не приняли новое увлечение, считали, что мое место дома. Например, когда сын заболел, разразился настоящий скандал: я сбила ребенку температуру и уехала на лекции, попросила мужа дать сыну жаропонижающее, когда поднимется температура, но в ответ услышала несогласие и «мать должна быть рядом». Хотя на мой взгляд, в ситуации не было ничего критичного. В итоге я удаленно с лекций вызвала скорую, также попросила мою маму приехать, а позже муж и мама обвинили меня, что я сошла с ума, сижу на занятиях, когда ребенку плохо. Но ведь даже если бы я срочно выехала по пробкам, это заняло бы не меньше часа, и у ребенка есть не только мама, но и заботливые папа, бабушка, дедушка.

После этого случая я решила не накалять обстановку и две недели провела с сыном, пропуская лекции. Было очень обидно, но я не сдавалась. Понимала, чтобы стать режиссером, нужно преодолеть сопротивление и договориться с семьей.

Первый год после диплома набивала шишки в профессии

Для хорошего режиссера важны насмотренность, наблюдательность, знания в психологии и коммуникации, желание выразить свою идею, оптимизм, стрессоустойчивость. И, конечно, опыт!

К сожалению, главным минусом моей учебы стала нехватка практики, я это поняла, когда в 2020 году снимала свой третий фильм «Подарок Вселенной», считала его тогда почти полным метром, ведь хронометраж фильма получился 35 минут, позже для фестиваля я сократила его до 25 минут. Эта картина была полигоном, где я набивала шишки, пока собирала команду, искала локации, актеров, костюмы, декорации, реквизит…кстати, это был год, когда во всю шел карантин, и работать было крайне сложно. Каждый день съемок был вызовом, например, иногда кто-то из актеров не мог выйти на площадку, и я срочно искала замену. Но я все равно была в восторге от кинопроизводства!

Изучила психологию, чтобы лучше понимать героев

После трех авторских короткометражек решила, что хочу глубже понимать психологию людей, выучилась на коуча и психолога. Новые знания легли в основу моей полнометражной картины «Унция жизни» о поведении женщин. Главная идея фильма — внутренняя свобода: как позволить себе проявляться, быть тем, кем хочется, жить свою лучшую жизнь сейчас, не дожидаясь «подходящего» момента.

Чтобы снять полнометражную картину, режиссеру нужна команда, в первую очередь, оператор-постановщик, второй режиссер — по сути, организатор съемочного процесса, художник по гриму, по костюму, звукорежиссер и, в идеале, продюсер. Всех специалистов я нашла по рекомендациям, именно так обычно ищут работу и сотрудников в киноиндустрии. А вот своего продюсера я ищу до сих пор, и пока его нет выполняю эти задачи сама.

Фото из архива Елены Елагиной

Один день съемки малобюджетного кино стоит от 100–200 тысяч рублей. Большая часть средств идет на аренду камеры и другого оборудования, оплату локации, логистику, питание и декорации. Мы старались экономить: брали камеры и свет со скидкой, наряжали героиню в одежду из моего гардероба и совмещали задачи, у нас один человек мог совмещать сразу несколько ролей. Но все происходило в очень сжатые сроки и бюджет не давал пространства для вариантов, некоторые вещи предусмотреть невозможно.

Например, как-то мы потеряли пару часов из-за провала с трусами: героиня должна была складывать боксеры мужа аккуратными стопочками. Планировали снимать эту сцену вечером, но потом перенесли на утро. Реквизит был у художника-постановщика, которая не увидела с вечера перенос сцены на утро и в итоге с утра благополучно спала. Коллеги хотели исправить ситуацию и сбегали на рынок за трусами, но принесли не те.

В результате мы все же разбудили постановщика и она привезла реквизит, а мы еще долго вспоминали эту историю, когда готово было все, кроме трусов.

Снимать фильмы мне помогает весь жизненный опыт

Я рада, что все сложилось именно так, как сложилось, для чего-то это нужно. Моя основная профессия бизнес-аналитика научила выстраивать и оптимизировать бизнес-процессы, просчитывать эффективность и результаты. Я постоянно применяю эти навыки в жизни — вижу ситуацию целиком, дроблю на процессы, нахожу узкие места и исправляю.

А еще — делаю все быстро и качественно. Во время съемок я параллельно решала сразу несколько задач. Например, за один день договорилась о бесплатной локации, разослала актерам приглашения на кастинг, отсмотрела видеовизитки, нашла контакты кейтеринга, скорректировала  сценарий и сделала презентацию по костюмам. Многозадачность помогла мне снять полнометражный фильм за два месяца в 25 смен, хотя обычно на это уходит не меньше трех месяцев. А если говорить про продакшн в целом, единицы доводят малобюджетные фильмы до финала — я сделала это за 11 месяцев, от идеи до премьеры.

Кино — моя страсть. Я знаю, что даже имея все деньги мира, продолжу делать то же самое — исследовать жизнь с помощью киноискусства, создавать красоту и помогать людям делать этот мир лучше. Только это будет другой масштаб. К этому я и стремлюсь.