Сколько денег теряют компании из-за нехватки сотрудников, и как остановить текучку
Полезными советами и примерами, как повысить лояльность работников, поделилась Ольга Титова, директор по персоналу компании Benza | АО «Пензаспецавтомаш».
На рынке труда сейчас, как никогда, тревожно: за последние два года число наемных сотрудников в России сократилось на 7,2 млн человек. Кто-то ушел на самозанятость или открыл стартап, кто-то уехал из страны. При этом бизнес активно развивается, в результате на одного соискателя в производственной сфере приходится 10 открытых вакансий. Соседние предприятия буквально переманивают рабочих друг у друга. Если сотрудник не доволен условиями, он легко может перейти на другую производственную площадку. В таких условиях эйчары борются за каждого.
Любое увольнение — убытки для бизнеса
Например, если из компании уйдет руководитель высшего звена, фирма потеряет сумму, равную его зарплате за два года. Если уволится руководитель среднего звена или квалифицированный специалист, производство недополучит доход в размере их годовой зарплаты. Уход обычного исполнителя — это убытки в размере его зарплаты за полгода.
Есть еще два показателя, которые помогут оценить положение дел в компании. Это средняя приемлемая рентабельность, она составляет 10%, и средняя текучесть кадров — 20% в год.
Возьмем среднестатистическую компанию численностью 250 сотрудников, с оборотом 1 000 000 000 руб., прибылью 100 000 000 руб. (10%) и текучестью 50 сотрудников (20%).
Если в этой компании за год ушли 50 человек, то потери составят примерно 31 290 000 руб. В подсчетах это выглядит так:
- 1 руководитель высшего звена уволился с зарплатой 200 000 в мес.: 200 000 × 24 мес. = 4 800 000 руб.
- 15 средних руководителей или квалифицированных специалистов с зарплатой 80 000 в мес.: 80 000×12 мес. × 15 = 14 250 000 руб.
- 34 рядовых специалиста с зарплатой 60 000 в мес.: 60 000 ×6 мес. ×34 = 12 240 000 руб.
Как видите, сокращение оттока персонала экономит деньги бизнеса. Если понимаете, что текучка — ваше слабое место, проанализируйте, почему сотрудники с вами расстаются, а затем устраняйте причины.
Как мы удерживаем персонал
- Создаем комфортную среду
Подумайте, как улучшить рабочие места и отношения в коллективе. Например, мы создали группу в соцсетях, где в режиме реального времени публикуем новости о событиях компании, лучших сотрудниках и новичках, а еще проводим конкурсы и розыгрыши. А еще — уже несколько лет проводим по пятницам общие собрания, где делимся успехами за неделю. Отмечаем лучших сотрудников и дарим подарки.
- Повышаем мотивацию
Подумайте, что можно предложить работникам, кроме зарплаты по графику. Например, премии, бонусы, программы поощрения, карьерный рост.
- Развиваем корпоративную культуру
В прошлом году мы собрали на юбилейной встрече сотрудников офиса и производства. Это был летний корпоратив, сделали ставку на локации по интересам и объединяющие активности.
Кульминацией стал музыкальный клип, который подготовили заранее. Подарок приняли на «ура»: сотрудники на одном дыхании следили за каждым кадром.
Используем праздники, чтобы подарить сотрудникам впечатления. Например, перед 8 Марта наши мужчины пригласили в офис скрипача и установили шоколадный фонтан с клубникой. Девушки были в восторге.
- Мы открыты к диалогу
Сотрудники знают, что всегда могут высказаться и повлиять на внутренние процессы: направляют руководителям предложения и получают обратную связь, при этом не заваливают нас критикой и негативом. Благодаря идеям от работников мы создали велопарковку и озеленили офис.
- Соблюдаем work and life баланс
Недавно перевели часть сотрудников офиса на гибридный график, чтобы они не тратили время на дорогу, а проводили его с семьей. Конечно, это положительно отразилось на лояльности. Довольный сотрудник приносит больше прибыли, поэтому главный совет — слушать, слышать и ценить каждого.