Как нейросети помогают в работе преподавателя

Как нейросети помогают в работе преподавателя

Ассистенты на основе искусственного интеллекта могут проверять стандартные задания и отвечать на частые вопросы учеников, освобождая живого педагога для более сложной и творческой работы. В этой статье мы собрали проверенные лайфхаки от преподавателей о том, как внедрить в работу новые технологии.

⭐️ Это вторая статья нашего сериала про нейросети. Первую часть — для копирайтеров и маркетологов вы найдете здесь😉 Такие же не пропустите гайды для психологов, преподавателей и HR-ов.

Чем может помочь ИИ в работе учителю

Круг задач, в которых можно применить нейросети, условно не ограничен. Все зависит от предмета, который преподаете, и вашей фантазии. Вот несколько идей:

  • Автоматизировать рутину. Например, с ИИ можно проверять домашние задания и контрольные работы, составлять отчеты.
  • Планировать уроки и учебные программы. С нейросетью это можно сделать за несколько секунд. Легко создавать больше разнообразных программ для учеников с разными потребностями. Например, планируя урок по иностранному языку, можно учесть интересы ученика и включить в программу соответствующую лексику.
  • Создавать упражнения и тесты, творческие задания.
  • Адаптировать материалы для учеников. Например, можно попросить ИИ упростить текст — эта функция особенно пригодится преподавателям языков.
  • Готовить презентации и учебные материалы.

Нейросети для учителей: список

  • Brisk Teaching — ИИ-сервис, специально разработанный для сферы образования. Создает планы уроков, презентации, тесты, упражнения и другие методические материалы, проверяет домашние работы.
  • LanguageTool и Орфограммка — проверяют орфографию, пунктуации и стилистику. У «Орфограммки» функционал богаче, но она работает только с русским, а в Language Tool доступно более 20 языков и диалектов.
  • Open AI ChatGPT, Gigachat от Сбера, YandexGPT 3 — текстовые нейросети. Могут упростить или усложнить текст, сделать упражнения и тесты, проверить грамотность.
  • Gamma app, Slides.ai — создают презентации, плакаты и другие визуальные материалы.
  • Merlin — текстовая нейросеть, работает как расширение к браузеру. Может редактировать и конспектировать тексты из PDF-файлов и веб-страниц. То есть необязательно загружать текст в диалог с ИИ, можно просто щелкнуть на специальную кнопку и сразу получить конспект статьи.
  • Open AI DALL-E, MidJourney, Kandinsky, Шедеврум — для генерации изображений.
  • Otter — расшифровывает и делает конспекты по видеовстречам в Zoom, Google Meet и Microsoft Teams.

Нейросети в работе учителя: примеры

Мы попросили педагогов рассказать, как они используют ИИ.

Наталья Пермякова, преподаватель музыкального лицея им. А. В. Александрова

С нейросетями я начала знакомиться с мая 2024 года. Прошла семидневные курсы и за это время осознала возможности нейросетей, в частности ChatGPT — зарегистрировалась и написала с его помощью сочинения по «Войне и миру». Скорость исполнения была феноменальной, а вот качество работ на «троечку». Меня это успокоило — школьники не смогут меня обмануть.

Я продолжила учиться и тестировать «нейронку». Знакомство с Kandinsky показало возможности сети в области искусства. Но подлинный переворот в моем сознании произвел GigaChat, который и пишет тексты, и рисует. И я поняла, что его можно использовать в преподавании литературы. Предложение нарисовать иллюстрацию к стихотворению Тютчева завершилось рисунком семьи в русских костюмах. А сопоставление содержания и рисунка помогает анализировать художественные произведения.

Сейчас, отчасти с помощью нейросетей, я веду Телеграм-канал по русскому языку и литературе. Я и задумала его, чтобы применить на практике новые знания. Посты  пишу сама, но с помощью ИИ создаю рассказы со словами для запоминания и инфографику для канала. Еще я использую ИИ при подготовке детей к ОГЭ и ЕГЭ для отработки тестовых заданий.

Ольга Акимова, доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, автор телеграм-канала об инструментах ИИ для преподавателей «Дневник злобного препода»

Чаще всего я использую в качестве ассистента и младшего научного сотрудника текстовые нейросети, например, платформу Brisk Teaching. Ее можно установить в виде расширения к браузеру. ИИ работает автономно и генерирует контент на нескольких языках, включая русский.

Я часто использую Brisk для работы с обратной связью. Он может дать советы, как улучшить результат, выделить зоны роста, описать преимущества работы. Все комментарии автоматически формируются в Google-документе. Например, я анализирую написанные студентами эссе на иностранном языке на предмет ошибок и соответствие стилю, анализирую, какие слова они используют, и предлагаю улучшить некоторые места за счет лексических единиц более сложного уровня. Все это происходит за секунды – по щелчку мыши.

Главное, о чем стоит помнить – ИИ работает не вместо преподавателя, а вместе с преподавателем. Это как ассистент. Нельзя бездумно делегировать задачи, не проверять результат.

Ирина Орлова, руководитель и преподаватель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia

Для подготовки уроков в онлайн-школе я перепробовала несколько нейросетей: Gerwin, Merlin, Gemini и другие, но остановилась на самом удобном, на мой взгляд – ChatGPT. С его помощью я готовлю персонализированные задания для учеников с разными увлечениями. Это позволяет намного лучше усвоить материал за счет эмоциональной вовлеченности и значительно экономит время преподавателя при подготовке к урокам.

Кроме того, с ChatGPT я пишу коды для интерактивных упражнений на обучающей платформе, и они отлично работают! И для этого не надо владеть навыками программирования, надо просто уметь общаться с нейросетью.

Мои советы для эффективного использования ИИ:

  • Создавать промпты в соответствии с алгоритмом: 

1. Задание роли

Ты преподаватель английского для взрослых.

2. Исходные данные

Придумай несколько упражнений на отработку использования фразовых глаголов для учеников уровня В1.

3. Формат выдачи результата

Выдай результат списком, после всех упражнений отдельно выпиши ключи к ним.

  • В исходных данных надо описывать больше конкретных параметров. Тогда результат работы нейросети будет не банальный, а релевантный запросу.

Анна Дудник, сооснователь и генеральный директор ООО «НейроИнститут.РФ»

В нашей компании работает более 40 виртуальных «сотрудников» — преподавателей, трекеров и других специалистов на базе искусственного интеллекта. Они проверяют домашние задания, отслеживают успеваемость студентов, предоставляют обратную связь и персонализируют учебный процесс. Виртуальные трекеры напоминают студентам, что надо выполнить задания, стимулируют активное участие в курсе. Телеграм-боты отвечают на стандартные вопросы, освобождая живых специалистов для более сложных запросов.

Одна из компаний-клиентов создала с помощью нейросетей индивидуальные программы обучения. Сотрудники проходили тестирование с виртуальными ассистентами, а по результатам тестов формировались персонализированные курсы, которые включают практические примеры для более эффективного обучения.

Мои рекомендации:

  1. Определите задачи для автоматизации. Начните с рутинных процессов, которые требуют много времени и ресурсов.
  2. Комбинируйте разные нейросети для решения специфических задач.
  3. Развивайте навыки работы с ИИ и следите за новыми технологиями. Обучение с помощью нейросетей позволит вам оставаться конкурентоспособным.
  4. Используйте ИИ для индивидуальных решений с учетом потребностей студентов. 

Поставьте 👍, если статья была полезной. И обязательно включите навык работы с ИИ в свое резюме — это сразу сделает его дороже😉

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0