Как нейросети помогают в работе преподавателя
Ассистенты на основе искусственного интеллекта могут проверять стандартные задания и отвечать на частые вопросы учеников, освобождая живого педагога для более сложной и творческой работы. В этой статье мы собрали проверенные лайфхаки от преподавателей о том, как внедрить в работу новые технологии.
⭐️ Это вторая статья нашего сериала про нейросети. Первую часть — для копирайтеров и маркетологов вы найдете здесь😉 Такие же не пропустите гайды для психологов, преподавателей и HR-ов.
Чем может помочь ИИ в работе учителю
Круг задач, в которых можно применить нейросети, условно не ограничен. Все зависит от предмета, который преподаете, и вашей фантазии. Вот несколько идей:
- Автоматизировать рутину. Например, с ИИ можно проверять домашние задания и контрольные работы, составлять отчеты.
- Планировать уроки и учебные программы. С нейросетью это можно сделать за несколько секунд. Легко создавать больше разнообразных программ для учеников с разными потребностями. Например, планируя урок по иностранному языку, можно учесть интересы ученика и включить в программу соответствующую лексику.
- Создавать упражнения и тесты, творческие задания.
- Адаптировать материалы для учеников. Например, можно попросить ИИ упростить текст — эта функция особенно пригодится преподавателям языков.
- Готовить презентации и учебные материалы.
Нейросети для учителей: список
- Brisk Teaching — ИИ-сервис, специально разработанный для сферы образования. Создает планы уроков, презентации, тесты, упражнения и другие методические материалы, проверяет домашние работы.
- LanguageTool и Орфограммка — проверяют орфографию, пунктуации и стилистику. У «Орфограммки» функционал богаче, но она работает только с русским, а в Language Tool доступно более 20 языков и диалектов.
- Open AI ChatGPT, Gigachat от Сбера, YandexGPT 3 — текстовые нейросети. Могут упростить или усложнить текст, сделать упражнения и тесты, проверить грамотность.
- Gamma app, Slides.ai — создают презентации, плакаты и другие визуальные материалы.
- Merlin — текстовая нейросеть, работает как расширение к браузеру. Может редактировать и конспектировать тексты из PDF-файлов и веб-страниц. То есть необязательно загружать текст в диалог с ИИ, можно просто щелкнуть на специальную кнопку и сразу получить конспект статьи.
- Open AI DALL-E, MidJourney, Kandinsky, Шедеврум — для генерации изображений.
- Otter — расшифровывает и делает конспекты по видеовстречам в Zoom, Google Meet и Microsoft Teams.
Нейросети в работе учителя: примеры
Мы попросили педагогов рассказать, как они используют ИИ.
Наталья Пермякова, преподаватель музыкального лицея им. А. В. Александрова
С нейросетями я начала знакомиться с мая 2024 года. Прошла семидневные курсы и за это время осознала возможности нейросетей, в частности ChatGPT — зарегистрировалась и написала с его помощью сочинения по «Войне и миру». Скорость исполнения была феноменальной, а вот качество работ на «троечку». Меня это успокоило — школьники не смогут меня обмануть.
Я продолжила учиться и тестировать «нейронку». Знакомство с Kandinsky показало возможности сети в области искусства. Но подлинный переворот в моем сознании произвел GigaChat, который и пишет тексты, и рисует. И я поняла, что его можно использовать в преподавании литературы. Предложение нарисовать иллюстрацию к стихотворению Тютчева завершилось рисунком семьи в русских костюмах. А сопоставление содержания и рисунка помогает анализировать художественные произведения.
Сейчас, отчасти с помощью нейросетей, я веду Телеграм-канал по русскому языку и литературе. Я и задумала его, чтобы применить на практике новые знания. Посты пишу сама, но с помощью ИИ создаю рассказы со словами для запоминания и инфографику для канала. Еще я использую ИИ при подготовке детей к ОГЭ и ЕГЭ для отработки тестовых заданий.
Ольга Акимова, доцент Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, автор телеграм-канала об инструментах ИИ для преподавателей «Дневник злобного препода»
Чаще всего я использую в качестве ассистента и младшего научного сотрудника текстовые нейросети, например, платформу Brisk Teaching. Ее можно установить в виде расширения к браузеру. ИИ работает автономно и генерирует контент на нескольких языках, включая русский.
Я часто использую Brisk для работы с обратной связью. Он может дать советы, как улучшить результат, выделить зоны роста, описать преимущества работы. Все комментарии автоматически формируются в Google-документе. Например, я анализирую написанные студентами эссе на иностранном языке на предмет ошибок и соответствие стилю, анализирую, какие слова они используют, и предлагаю улучшить некоторые места за счет лексических единиц более сложного уровня. Все это происходит за секунды – по щелчку мыши.
Главное, о чем стоит помнить – ИИ работает не вместо преподавателя, а вместе с преподавателем. Это как ассистент. Нельзя бездумно делегировать задачи, не проверять результат.
Ирина Орлова, руководитель и преподаватель онлайн-школы итальянского языка UniversItalia
Для подготовки уроков в онлайн-школе я перепробовала несколько нейросетей: Gerwin, Merlin, Gemini и другие, но остановилась на самом удобном, на мой взгляд – ChatGPT. С его помощью я готовлю персонализированные задания для учеников с разными увлечениями. Это позволяет намного лучше усвоить материал за счет эмоциональной вовлеченности и значительно экономит время преподавателя при подготовке к урокам.
Кроме того, с ChatGPT я пишу коды для интерактивных упражнений на обучающей платформе, и они отлично работают! И для этого не надо владеть навыками программирования, надо просто уметь общаться с нейросетью.
Мои советы для эффективного использования ИИ:
- Создавать промпты в соответствии с алгоритмом:
1. Задание роли | Ты преподаватель английского для взрослых. |
2. Исходные данные | Придумай несколько упражнений на отработку использования фразовых глаголов для учеников уровня В1. |
3. Формат выдачи результата | Выдай результат списком, после всех упражнений отдельно выпиши ключи к ним. |
- В исходных данных надо описывать больше конкретных параметров. Тогда результат работы нейросети будет не банальный, а релевантный запросу.
Анна Дудник, сооснователь и генеральный директор ООО «НейроИнститут.РФ»
В нашей компании работает более 40 виртуальных «сотрудников» — преподавателей, трекеров и других специалистов на базе искусственного интеллекта. Они проверяют домашние задания, отслеживают успеваемость студентов, предоставляют обратную связь и персонализируют учебный процесс. Виртуальные трекеры напоминают студентам, что надо выполнить задания, стимулируют активное участие в курсе. Телеграм-боты отвечают на стандартные вопросы, освобождая живых специалистов для более сложных запросов.
Одна из компаний-клиентов создала с помощью нейросетей индивидуальные программы обучения. Сотрудники проходили тестирование с виртуальными ассистентами, а по результатам тестов формировались персонализированные курсы, которые включают практические примеры для более эффективного обучения.
Мои рекомендации:
- Определите задачи для автоматизации. Начните с рутинных процессов, которые требуют много времени и ресурсов.
- Комбинируйте разные нейросети для решения специфических задач.
- Развивайте навыки работы с ИИ и следите за новыми технологиями. Обучение с помощью нейросетей позволит вам оставаться конкурентоспособным.
- Используйте ИИ для индивидуальных решений с учетом потребностей студентов.
Поставьте 👍, если статья была полезной. И обязательно включите навык работы с ИИ в свое резюме — это сразу сделает его дороже😉