«У нас не компания, а большая дружная семья»: как НЕ нужно писать вакансии

У каждого текста есть целевое действие. В случае с вакансиями — это отклики целевых кандидатов. Рассказываем, как писать вакансии, что из них исключить, чтобы кандидаты откликались 24/7, — на примерах с нашего джоб-борда (названия городов изменили, компаний — скрыли).

Эксперт:

Валерия Смирнова, копирайтер IT-компании «СКБ Техно», писала вакансии для поиска разных специалистов — самостоятельно и совместно с HR

Как не стоит писать вакансии — разбор типичных ошибок

❌ Нет информации о компании

Это плохо сразу по двум причинам:

  • Создается впечатление, что вы мошенники, с которыми связываться не хочется.
  • Сложно представить, что ждет при трудоустройстве. Чем занимается компания? Хорошие ли отзывы о ней от клиентов? Куда ездить на работу, нужно ли ездить?

То есть «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Если у компании нет ни сайта, ни соцсетей, а на сайтах-агрегаторах вакансий ничего внятного не написали, это просто не вызывает доверия, выглядит непонятно. Многие люди, особенно с опытом работы, не будут на это откликаться. 

❌ Непонятные обязанности и/или обязанностей слишком много

Этот пункт отчасти вытекает из первого. Если человек не понимает по вакансии, что нужно делать, откликнется только от большой необходимости. Если он готов ждать и искать, то не будет копаться в расплывчатых формулировках. 

А еще от такой вакансии может появиться ощущение, что работодатель сам не знает, зачем ему новый работник. 

Примеры:

Когда перечислено слишком много обязанностей, это понятно даже людям без опыта. Например, человек только окончил институт и ищет должность по специальности. Открывает вакансию и видит, что знаний и навыков на работе от него потребуют в четыре раза больше, чем дал вуз, а обязанностей будет столько, сколько один человек не выполнит. Это не вызовет желания откликнуться. 

Есть люди, которые любят развиваться в разных сферах и могут действительно заниматься тем, другим, третьим. Но нужно понимать, что в таком случае это будет или медленно, или пострадает качество. Если ищете человека, который будет поочередно делать работу разных специалистов, укажите данное условие в вакансии.

❌ Слишком много требований к кандидату

Снова распространенная история, когда одним человеком хотят «заткнуть дырку» после ухода трех сотрудников. В большинстве своем, для выполнения работы человеку требуется ограниченный список навыков.

❌ Нет преимуществ

Люди приходят на работу не просто так: за деньгами, саморазвитием, карьерным ростом и т. д.

Если в вакансии есть только требования,  то кандидат задумается: «стоит ли оно того?» Если человек будет тратить 40 часов в неделю на работу, которая не дает ему то, чего он хочет, человек или выгорит, или будет работать плохо.

Сюда же — если за преимущества выдают «соблюдение ТК». Это не преимущество, это база.

Примеры:

❌ Агрессивный, навязывающий тон и Caps Lock

Люди любят, когда к ним относятся уважительно, не нарушают их границы. Агрессивные вакансии многие принимают за  неуважение.

Это неприятно еще и тем, что работодатель будто ставит человека ниже себя. Хотя трудоустройство — это не одолжение компании, ей самой нужны сотрудники.

Если вы пишете в вакансии капслоком, это выглядит так, будто кричите на кандидатов. 

Примеры:

❌ Копипаст с других вакансий

Копирование текстов чужих вакансий не самая большая ошибка. Не всех отталкивает, но случается. Например, человек несколько дней подряд смотрит вакансии, и ему попадается одно и то же в разных местах. Одни и те же формулировки, одни и те же штампы. Вакансии становятся на одно лицо. Человек может откликнуться на одно, а подумать, что откликнулся на другое.

А высококвалифицированный специалист, скорее всего, просто не будет откликаться. Потому что у него создастся впечатление, что  в этой компании нет ничего хорошего, раз она копирует других.

Примеры:

❌«Не компания, а семья»

Когда человек ищет работу, он ищет работу, а не новых родственников. Когда ему предлагают стать семьей или найти супердрузей, это выглядит как подмена. Вместо преимуществ от работы, за которыми человек изначально идет, ему предлагают другое. Это тоже может оттолкнуть, особенно если есть какие-то из предыдущих ошибок.

Примеры:

Разбираем вакансии 

На такое откликнется разве что совсем начинающий специалист, потому что:

🚩 Вакансия начинается с бюрократической фразы. И это сразу создает неприятную дистанцию. Как будто компания снизошла до кандидата. Следующая фраза про «участие в конкурсе» о том же. Участие в конкурсе подразумевает какой-то приз. Получение работы — это не приз, а сделка, выгодная обеим сторонам.

🚩 Штампы. Фраза «Мы рассматриваем кандидатов с небольшим опытом, готовы научить» — штамп, но если это правда, то хорошо. А вот третье предложение («Для нас важно, чтобы вы…») — уже не несет в себе никакой информации, это «вода».

🚩 Дальше компания рассказывает о себе, но суть понятна только к  концу абзаца. Человек может и не дочитать.

🚩 Очень много обязанностей и…

🚩 Это обязанности разных специалистов! 

🚩 Кажется, что очень много требований, если не вчитываться. А если вчитаться, то в «воде» можно утонуть. 

🚩 В условиях есть только график и место работы. Остальное — это соблюдение ТК и снова штампы. Преимуществ для кандидата нет никаких.

✅ Сразу написали, чем занимаются, с какого года работают. 

🚩 Но в описании тоже много штампов и «воды». 

Можно было просто написать: «Компания X — охранная организация, работаем с NNNN года». Остальное опустить, ничего бы не изменилось.

✅ Хорошо, что расписали графики, что есть разные объекты. Но, возможно, стоило пояснить, какие объекты нужно охранять.

✅ Есть преимущество — возможность охранять личное имущество со скидкой. Это плюс. 

🚩 В требованиях работодатель противоречит сам себе. Обещает, что трудоустроит и поможет обучиться, но тут же требует удостоверение как минимум 4 разряда. 

🚩 Восклицательные знаки, как и капслок, можно принять за крик. Наверное, стоило выделить как-то по-другому.

🚩 В требованиях написали про помощь в обучении и то, что резюме нужно выслать на email, но это не требования к навыкам кандидата.

Люди, которые не пишут тексты, а охранники вряд ли их пишут, в структуру вакансии так не углубляются. Их это, скорее всего, не смутит. 

✅ Сразу указали, что это удаленная работа. 

✅ Коротко и понятно написали про компанию, суть работы в одном предложении.

Это большой плюс! Человек может просто прочитать название вакансии и первый абзац, и ему все будет понятно. 

✅ Дальше описали подробнее, чем предстоит заниматься, чего ждут от кандидата. Адекватный список навыков и обязанностей.

✅ Тоже написали про соблюдение ТК, но здесь действительно есть преимущества — оплачиваемое обучение, рост в компании, ДМС, консультации специалистов и компенсация спорта. 

Не к чему придраться, и это не выглядит чем-то подозрительным. Прямо захотелось поработать! 🙂


Поставьте 👍или 🔥, если понравился формат разбора вакансий