На рынке ритейла настоящий кризис: наем продавца или курьера обходится в 10 000 рублей, а ИТ-специалиста — в 5–7 раз дороже. Как выжить в новых реалиях, сэкономить на подборе и удержать кадры, рассказал Андрей Кладов, эксперт по найму, директор платформы «Мигрант Сервис».
В каких сотрудниках нуждается ритейл
Традиционно не хватает линейного персонала — продавцов-кассиров, администраторов, курьеров, сборщиков заказов, грузчиков, водителей и операторов склада. На фоне активного развития онлайн-сервисов спрос на эти позиции стабильно высокий.
Нехватка кадров заметна и среди ИТ-специалистов, хотя спрос на них в ритейле снизился. Metro отмечает дефицит экспертов-аналитиков приложений, системных инженеров Linux, аналитиков по кибербезопасности. Компании Lamoda трудно закрыть позиции разработчиков и DevOps-инженеров уровня Senior+.
Сколько стоит найти одного сотрудника в 2024
Бюджеты на наем и адаптацию персонала в этом году выросли из-за острой конкуренции за кадры. По данным агентства «Градус», один новый линейный сотрудник обходится компаниям в 10 000 рублей. Подбор ИТ-специалистов в ритейле еще дороже, например, компания Sokolov тратит на наем разработчика 1С 55–65 тысяч рублей, а на аналитика — 72–85 тысяч рублей.
Как сэкономить на поиске сотрудников
Издержки заставляют ритейлеров искать варианты, как сэкономить на подборе. Шесть эффективных способов:
- Аутсорсинг массового подбора. Компанию, которая ищет сотрудников, привлекают извне. Это удобно, потому что экономит время и деньги: внешние специалисты быстрее находят подходящих кандидатов и оформляют их на работу.
- Использование нескольких каналов подбора. Агентства ищут сотрудников через разные источники, например, агрегаторы вакансий, соцсети и наружную рекламу, чтобы охватить как можно больше людей.
- «Уберизация» подбора. Кандидатов ищут через мобильные приложения.
- Реферальные программы. Так компании поощряют сотрудников рекомендовать своих знакомых на открытые вакансии.
- Автоматизация процессов. Специальные программы помогают быстрее отслеживать и обрабатывать резюме, упрощая работу эйчаров.
- Развитие HR-бренда. Помогает компании стать привлекательной для соискателей, чтобы легче находить сотрудников.
Как удержать линейный персонал
Грамотный подбор лишь наполовину решает кадровые проблемы ритейла. Удержание персонала не менее важно.
Зарплата — важный, но не единственный фактор, который удерживает сотрудников. Сейчас на первый план выходят нематериальные бонусы. Линейный персонал ценит стабильность и комфортные условия труда, поэтому для него особенно важны три бонуса:
- Качество жилья для вахтовиков
- Бесплатное питание
- Транспорт до места работы
Примеры успешного применения бонусов
Классные бонусы помогают привлекать хороших специалистов и удерживать тех, кто уже работает. Людям нравится, когда о них заботятся. Например, если работодатель предоставляет медстраховку и оплачивает спортзал, сотрудники болеют меньше и работают лучше. А если еще и компенсируют расходы на переезд, это привлекает людей из других городов — так можно найти более квалифицированных сотрудников.
Среди эффективных тактик — поддержка ипотечных обязательств, когда работодатели помогают сотрудникам гасить проценты. Работники чувствуют себя защищенными и не хотят менять компанию.
Второй выигрышный подход — программы накопительного страхования с ежегодным пополнением но без досрочного снятия. Это своего рода большая «тринадцатая зарплата», которую можно получить, только если провести в компании 3-5 лет.
Еще один интересный вариант — корпоративные путешествия. Это могут быть как однодневные походы или поездки на турбазы, так и полеты за границу. Неформальный отдых сближает команду, повышает лояльность и мотивацию сотрудников.
Также можно вложиться в ментальное здоровье подчиненных, например, провести лекции по самопомощи, или организовать консультации с психологами, юристами и врачами. Кстати, по данным Минздрава, инвестиции в ментальное здоровье работников за 3-6 лет окупаются на 150 — 600%. Компании развивают корпоративную культуру, вводят специальные льготы — ДМС, компенсацию фитнеса, оплату услуг няни, подарки для сотрудников и их детей.
Подводя итоги, отмечу, что чтобы успешно конкурировать за персонал, ритейлерам важно не только повышать бюджеты на подбор, но и взаимодействовать с соискателями через приложения, развивать HR-бренд, предлагать особые условия труда и льготы. Только комбинация этих мер поможет закрыть потребность в персонале.
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы