Как ритейлу искать и удерживать сотрудников в 2024 году

Как ритейлу искать и удерживать сотрудников в 2024 году

На рынке ритейла настоящий кризис: наем продавца или курьера обходится в 10 000 рублей, а ИТ-специалиста — в 5–7 раз дороже. Как выжить в новых реалиях, сэкономить на подборе и удержать кадры, рассказал Андрей Кладов, эксперт по найму, директор платформы «Мигрант Сервис».

В каких сотрудниках нуждается ритейл

Традиционно не хватает линейного персонала — продавцов-кассиров, администраторов, курьеров, сборщиков заказов, грузчиков, водителей и операторов склада. На фоне активного развития онлайн-сервисов спрос на эти позиции стабильно высокий.

Нехватка кадров заметна и среди ИТ-специалистов, хотя спрос на них в ритейле снизился. Metro отмечает дефицит экспертов-аналитиков приложений, системных инженеров Linux, аналитиков по кибербезопасности. Компании Lamoda трудно закрыть позиции разработчиков и DevOps-инженеров уровня Senior+.
Quote: "Андрей Кладов" Эксперт по найму, директор платформы «Мигрант Сервис»

Сколько стоит найти одного сотрудника в 2024

Бюджеты на наем и адаптацию персонала в этом году выросли из-за острой конкуренции за кадры. По данным агентства «Градус», один новый линейный сотрудник обходится компаниям в 10 000 рублей. Подбор ИТ-специалистов в ритейле еще дороже, например, компания Sokolov тратит на наем разработчика 1С 55–65 тысяч рублей, а на аналитика — 72–85 тысяч рублей.

Как сэкономить на поиске сотрудников

Издержки заставляют ритейлеров искать варианты, как сэкономить на подборе. Шесть эффективных способов:

  1. Аутсорсинг массового подбора. Компанию, которая ищет сотрудников, привлекают извне. Это удобно, потому что экономит время и деньги: внешние специалисты быстрее находят подходящих кандидатов и оформляют их на работу.
  2. Использование нескольких каналов подбора. Агентства ищут сотрудников через разные источники, например, агрегаторы вакансий, соцсети и наружную рекламу, чтобы охватить как можно больше людей.
  3. «Уберизация» подбора. Кандидатов ищут через мобильные приложения.
  4. Реферальные программы. Так компании поощряют сотрудников рекомендовать своих знакомых на открытые вакансии.
  5. Автоматизация процессов. Специальные программы  помогают быстрее отслеживать и обрабатывать резюме, упрощая работу эйчаров.
  6. Развитие HR-бренда. Помогает компании стать привлекательной для соискателей, чтобы легче находить сотрудников.

Как удержать линейный персонал

Грамотный подбор лишь наполовину решает кадровые проблемы ритейла. Удержание персонала не менее важно.

Зарплата — важный, но не единственный фактор, который удерживает сотрудников. Сейчас на первый план выходят нематериальные бонусы. Линейный персонал ценит стабильность и комфортные условия труда, поэтому для него особенно важны три бонуса:

  • Качество жилья для вахтовиков
  • Бесплатное питание
  • Транспорт до места работы

Примеры успешного применения бонусов

Классные бонусы помогают привлекать хороших специалистов и удерживать тех, кто уже работает. Людям нравится, когда о них заботятся. Например, если работодатель предоставляет медстраховку и оплачивает спортзал, сотрудники болеют меньше и работают лучше. А если еще и компенсируют расходы на переезд, это привлекает людей из других городов — так можно найти более квалифицированных сотрудников.

Среди эффективных тактик — поддержка ипотечных обязательств, когда работодатели помогают сотрудникам гасить проценты. Работники чувствуют себя защищенными и не хотят менять компанию.

Второй выигрышный подход — программы накопительного страхования с ежегодным пополнением но без досрочного снятия. Это своего рода большая «тринадцатая зарплата», которую можно получить, только если провести в компании 3-5 лет.

Еще один интересный вариант — корпоративные путешествия. Это могут быть как однодневные походы или поездки на турбазы, так и полеты за границу. Неформальный отдых сближает команду, повышает лояльность и мотивацию сотрудников.

Также можно вложиться в ментальное здоровье подчиненных, например, провести лекции по самопомощи, или организовать консультации с психологами, юристами и врачами. Кстати, по данным Минздрава, инвестиции в ментальное здоровье работников за 3-6 лет окупаются на 150 — 600%. Компании развивают корпоративную культуру, вводят специальные льготы — ДМС, компенсацию фитнеса, оплату услуг няни, подарки для сотрудников и их детей.

Подводя итоги, отмечу, что чтобы успешно конкурировать за персонал, ритейлерам важно не только повышать бюджеты на подбор, но и взаимодействовать с соискателями через приложения, развивать HR-бренд, предлагать особые условия труда и льготы. Только комбинация этих мер поможет закрыть потребность в персонале.

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0