На примере IT, фотоиндустрии и журналистики показываем уязвимости прав на результаты труда штатных специалистов и фрилансеров.
Право на служебное произведение
В законе страны есть понятие «служебное произведение» для творческих специалистов в найме (ст. 1295 ГК РФ). Права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) работника по умолчанию остаются за работодателем при двух условиях.
- Отношения трудовые. Договоры подряда, ГПХ не подходят.
- Порядок работы с РИД закрепили в должностной инструкции (ДИ).
Работодатель может вписать в трудовой договор порядок, как именно передают в организации интеллектуальные права, попросить сотрудника подписывать акты передачи прав и т. д. Подтвердить, что произведения служебные, можно данными из систем трекинга, учета рабочего времени, даже ТЗ из рабочей переписки. Работодатель не получит права на произведения, если их создание не входит в должностные обязанности сотрудника.
После передачи прав на РИД за работником остаются неимущественные права (авторские), которые не отчуждаются. Если результат работы — изобретение или технология. Работодателю придется получать у сотрудника права на патент (ст. 1347 ГК РФ).
Пример. Штатный фотограф, согласно ДИ, делает фотосессии моделей, которых привлекает работодатель. Специалист написал статью о фотосъемках. Права на статью останутся за фотографом, даже если он создал ее в рабочее время, потому что работу с текстами не включали в его обязанности.
Влада, штатная журналистка мультимедийного холдинга
В договорах наших сотрудников сказано, что все интеллектуальные права принадлежат компании. Это касается и авторских передач. Если появляется передача, ты ее продумываешь, продюсируешь, находишь людей, которые захотят поучаствовать, составляешь смету. Но если увольняешься, медиапродукт достается компании. Свое имя я могу либо указывать в конце выпуска, либо нет.
У нас были ситуации, когда человек ушел, а программа осталась. Может прийти другой журналист, этот проект взять под свой контроль, будто просто сменился ведущий. Хотя этот новый человек имеет право поменять концепцию. У нас так было с передачей про сервис, мне ее хотели отдать, чтобы я ее освежила.
Права на заказное произведение
Фрилансер может создавать РИД по договору авторского заказа, подряда или ГПХ. Если предмет договора именно произведения, а не что-то другое, права на результат автоматически переходят заказчику (ст. 1296 ГК РФ).
Сергей, внештатный фотограф интернет-магазина одежды
У меня в контракте прописали, что исключительные неимущественные права остаются за компанией. Есть договор о неразглашении — фотограф или ретушер не может обсуждать съемку с третьими лицами до релиза. После релиза может делиться только финальными кадрами, не может передавать исходники. За публикацию исходников до релиза увольняют и штрафуют — это прописано в контракте. Для штатных и внештатных фотографов условия одинаковые. Публикуют съемку без имени автора.
Не думаю, что кто-нибудь этому сопротивлялся, ведь после релиза можно выкладывать съемку в открытом доступе, но только в некоммерческих целях — в портфолио. Указывать заказчика можно по желанию, но не обязательно.
Я понимаю, для чего нужно условие о неразглашении — компания продает товар. А публикация исходников может неблагоприятно отразиться на продажах.
Если фотограф работает как фрилансер, права по умолчанию остаются за ним. Съемка с передачей прав стоит в среднем в 10 раз дороже, чем съемка у того же фотографа без передачи.
Как должны платить за интеллектуальный труд
Закон обязывает работодателя выплачивать вознаграждение за передачу интеллектуальных прав. Зарплата не в счет — работнику обязаны выплатить эту сумму отдельно. Но, как правило, работодатели закладывают вознаграждение в оклад и прописывают это в договоре или допсоглашении.
Например: «Работнику устанавливается заработная плата в размере 50 000 рублей, в том числе вознаграждение за передачу исключительных прав на созданные произведения в размере 10 000 рублей».
Никита Погодин, основатель IT-компании npdev
Моя организация всегда заключает договор авторского заказа, будь то разработка одностраничного сайта или полноценного приложения для международного стартапа.
В договоре всегда прописываем права и обязанности организации при использовании материалов и разработок. В стоимость работ исполнителя всегда включаем сумму вознаграждения за передачу прав заказчику. Я считаю, что это очень важно. Если дальше заказчик захочет получить торговый знак, запустить рекламу или продать бизнес — все права принадлежат только ему, никаких нервов и замешательств в будущем.
Мои подрядчики также действуют — исключительно передают все права мне перед сдачей работ, а сотрудники из договора видят, что результаты их труда принадлежат мне. Ни у кого никогда не возникало вопросов, это адекватный и рациональный подход в IT. Сегодня бушуют патентные мошенники, которые «успели вовремя позаимствовать» идеи и разработки.
Правило трех лет
Исключительные права могут вернуться к автору через три года, даже если он получил за работу вознаграждение. Это произойдет при условии, что работодатель / заказчик:
- не использовал произведение, не обнародовал его
- не передал исключительные права на произведение еще кому-то
- не сообщил автору, что произведение будет храниться в секрете
Поставьте 🔥, если было полезно.
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы