«Все, что ты придумал, — наше»: как в РФ считаются с интеллектуальными правами работников

«Все, что ты придумал, — наше»: как в РФ считаются с интеллектуальными правами работников

На примере IT, фотоиндустрии и журналистики показываем уязвимости прав на результаты труда штатных специалистов и фрилансеров.

Право на служебное произведение

В законе страны есть понятие «служебное произведение» для творческих специалистов в найме (ст. 1295 ГК РФ). Права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) работника по умолчанию остаются за работодателем при двух условиях.

  1. Отношения трудовые. Договоры подряда, ГПХ не подходят.
  2. Порядок работы с РИД закрепили в должностной инструкции (ДИ).

Работодатель может вписать в трудовой договор порядок, как именно передают в организации интеллектуальные права, попросить сотрудника подписывать акты передачи прав и т. д. Подтвердить, что произведения служебные, можно данными из систем трекинга, учета рабочего времени, даже ТЗ из рабочей переписки. Работодатель не получит права на произведения, если их создание не входит в должностные обязанности сотрудника.

После передачи прав на РИД за работником остаются неимущественные права (авторские), которые не отчуждаются. Если результат работы — изобретение или технология. Работодателю придется получать у сотрудника права на патент (ст. 1347 ГК РФ).

Пример. Штатный фотограф, согласно ДИ, делает фотосессии моделей, которых привлекает работодатель. Специалист написал статью о фотосъемках. Права на статью останутся за фотографом, даже если он создал ее в рабочее время, потому что работу с текстами не включали в его обязанности.

Влада, штатная журналистка мультимедийного холдинга

В договорах наших сотрудников сказано, что все интеллектуальные права принадлежат компании. Это касается и авторских передач. Если появляется передача, ты ее продумываешь, продюсируешь, находишь людей, которые захотят поучаствовать, составляешь смету. Но если увольняешься, медиапродукт достается компании. Свое имя я могу либо указывать в конце выпуска, либо нет.

У нас были ситуации, когда человек ушел, а программа осталась. Может прийти другой журналист, этот проект взять под свой контроль, будто просто сменился ведущий. Хотя этот новый человек имеет право поменять концепцию. У нас так было с передачей про сервис, мне ее хотели отдать, чтобы я ее освежила.

Права на заказное произведение

Фрилансер может создавать РИД по договору авторского заказа, подряда или ГПХ. Если предмет договора именно произведения, а не что-то другое, права на результат автоматически переходят заказчику (ст. 1296 ГК РФ).

Сергей, внештатный фотограф интернет-магазина одежды

У меня в контракте прописали, что исключительные неимущественные права остаются за компанией. Есть договор о неразглашении — фотограф или ретушер не может обсуждать съемку с третьими лицами до релиза. После релиза может делиться только финальными кадрами, не может передавать исходники. За публикацию исходников до релиза увольняют и штрафуют — это прописано в контракте. Для штатных и внештатных фотографов условия одинаковые. Публикуют съемку без имени автора.

Не думаю, что кто-нибудь этому сопротивлялся, ведь после релиза можно выкладывать съемку в открытом доступе, но только в некоммерческих целях — в портфолио. Указывать заказчика можно по желанию, но не обязательно.

Я понимаю, для чего нужно условие о неразглашении — компания продает товар. А публикация исходников может неблагоприятно отразиться на продажах.

Если фотограф работает как фрилансер, права по умолчанию остаются за ним. Съемка с передачей прав стоит в среднем в 10 раз дороже, чем съемка у того же фотографа без передачи.

Как должны платить за интеллектуальный труд

Закон обязывает работодателя выплачивать вознаграждение за передачу интеллектуальных прав. Зарплата не в счет — работнику обязаны выплатить эту сумму отдельно. Но, как правило, работодатели закладывают вознаграждение в оклад и прописывают это в договоре или допсоглашении.

Например: «Работнику устанавливается заработная плата в размере 50 000 рублей, в том числе вознаграждение за передачу исключительных прав на созданные произведения в размере 10 000 рублей».

Никита Погодин, основатель IT-компании npdev

Моя организация всегда заключает договор авторского заказа, будь то разработка одностраничного сайта или полноценного приложения для международного стартапа.

В договоре всегда прописываем права и обязанности организации при использовании материалов и разработок. В стоимость работ исполнителя всегда включаем сумму вознаграждения за передачу прав заказчику. Я считаю, что это очень важно. Если дальше заказчик захочет получить торговый знак, запустить рекламу или продать бизнес — все права принадлежат только ему, никаких нервов и замешательств в будущем.

Мои подрядчики также действуют — исключительно передают все права мне перед сдачей работ, а сотрудники из договора видят, что результаты их труда принадлежат мне. Ни у кого никогда не возникало вопросов, это адекватный и рациональный подход в IT. Сегодня бушуют патентные мошенники, которые «успели вовремя позаимствовать» идеи и разработки.

Правило трех лет

Исключительные права могут вернуться к автору через три года, даже если он получил за работу вознаграждение. Это произойдет при условии, что работодатель / заказчик:

  • не использовал произведение, не обнародовал его
  • не передал исключительные права на произведение еще кому-то
  • не сообщил автору, что произведение будет храниться в секрете

Поставьте 🔥, если было полезно.


👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0