Правильное падение: как стать новичком, если уже был руководителем

Правильное падение: как стать новичком, если уже был руководителем

Вместе с экспертами объясняем, как правильно преподнести себя на рынке труда в новой нише при наличии менеджерского опыта, успешно пройти собеседование, выстроить отношения с коллегами и быстро наработать нужные компетенции.

Важно: речь не о ситуациях, когда вас «разжаловали», а о том, когда сами переходите в новую для себя сферу. Например, несколько лет работаете в бухучете, но вдруг поняли, что хотите чего-то более креативного, скажем, контент-маркетинг, тогда и придётся всё начинать с нуля. Поехали!

1 этап: изучаем сферу

В идеале переход в другую нишу не должен быть слишком спонтанным. Перед тем, как начать ходить на собеседования, лучше какое-то время уделить самообразованию.

Можно пройти онлайн-курсы, пусть даже бесплатные, почитать профильные блоги. Это сделает вас человеком «в теме», который уже намного привлекательнее для потенциального работодателя.

Бесплатные онлайн-курсы по Excel
Не дружите с «Экселем», а он позарез нужен на новой работе? Мы сделали подборку онлайн-курсов. Все они бесплатные, от проверенных составителей, а за некоторые дадут ещё и сертификат. Угощайтесь!

— Изучите специфику новой для вас сферы. Поставьте себя на место руководителя и ответьте на вопросы: какого сотрудника хотели бы видеть, какое впечатление о себе хотели бы оставить после собеседования? Вы сделаете это легко – поможет прошлый руководящий опыт. Эти вопросы позволят комфортно войти в новую сферу, узнать свои преимущества перед другими кандидатами, – советует бизнес-коуч и предприниматель Анна Жюсталь.

Ещё получить опыт позволят бесплатные задания: стажировки, те же курсы или волонтерство в некоммерческих организациях. С вас не будут требовать много, зато дадут возможность «набить руку».

Елена Дубовченко, коуч и эксперт в области корпоративного управления, говорит следующее:

— Если вас интересуют креативные профессии, скажем гейм-дизайнера или иллюстратора, то создавайте портфолио независимо от того, платят вам или нет. По мере того, как накапливаете знания, вас начнут замечать. Когда дело дойдёт до разговора с потенциальным работодателем, будет что показать.

Этап 2: готовимся к собеседованию

Когда начнёте составлять резюме, думайте, какие навыки в нынешней работе могут оказаться полезными в будущей. Если подойдёте к этому вопросу тщательно, то обязательно обнаружите таковые, даже если профессии совсем разные.

— Прежде всего, перепишите резюме. Та версия, что дала вам работу главного бухгалтера, совсем не обязательно даст работу маркетолога. Сместите акценты на навыки, а достижения сделайте иллюстрацией к ним. Например, как бухгалтер вы обеспечили снижение дебиторской задолженности на 10%, значит, как будущий маркетолог имеете развитые аналитические навыки, умеете работать с большим объёмом информации и понимаете причинно-следственную связь в поведении клиентов. Укажите как можно больше общих навыков и компетенций, – советует Елена Дубовченко.

Следует также четко сформулировать мотивацию – почему хотите сменить нишу? Ответ на этот вопрос многое раскроет и для вас, и для работодателя.

— Каждая компания видит риски в найме сотрудника, который решил сменить профессию и начать работу в новой для себя сфере. В первую очередь, на собеседовании необходимо показать рекрутеру, что данное решение осознанное, что вы основывались на реалистичном представлении о новой отрасли и профессии, – комментирует менеджер рекрутинговой компании Get Experts Ирина Анисимова.

Этап 3: собеседование

Если проделаете работу из первых двух разделов, отпадёт вопрос, как удачно презентовать себя на интервью. И даже неопытность можно превратить в преимущество, если продемонстрируете мотивацию осваивать новую профессию.

— Важно на конкретных примерах показать свою способность быстро адаптироваться, наработать нужные hard и soft skills, знать, с какими сложностями столкнётесь, как способны самостоятельно решить их в кратчайшие сроки, – советует Ирина Анисимова.

Изучите обязанности по вакансии, на которую претендуете, и разберитесь в вашей мотивации при помощи вопросов:

  • Что из функционала вам нравится делать?
  • Почему привлекла именно эта вакансия?
  • Какого роста хотите достичь, начиная с этой позиции?

Этап 4: вливаемся в коллектив

Банальный совет постараться выстроить хорошие отношения в коллективе здесь как никогда актуален. Именно ваши более опытные коллеги послужат опорой и трамплином в новой карьере. Не стесняйтесь просить помощи, советоваться. Проявляйте инициативу в общении.

— Задавайте вашим новым коллегам как можно больше вопросов по их деятельности. Почему они выбрали эту компанию? Что им нравится делать на своей должности, а что нет? Не бойтесь просить коллег показать, объяснить всё, что кажется непонятным. Тем самым расположите к себе коллектив. Люди любят быть полезными и ощущать свою необходимость, – говорит Анна Жюсталь.

Ирина Анисимова добавляет: «К знакомству с коллективом лучше подойти честно и открыто, выстроить культуру взаимопомощи. Если вас приняли на эту должность, значит увидели потенциал и необходимые компетенции для работы или даже управления коллективом. Именно симбиоз предыдущего опыта и знаний помогут максимально быстро найти понимание и поддержку нового коллектива, что придаст положительный импульс и позволит посмотреть на ранее выстроенные процессы в команде под другим углом. Идеально найти опытного сотрудника внутри команды, который поможет быстрее погрузиться в новую специфику и адаптироваться в компании».

Как справиться со стрессом и комплексами из-за «падения» в должности?

Перейти с руководящей должности в новую сферу и начать всё с нуля – стресс для любого человека. Важно позаботиться не только о наработке новых навыков, но и своем психическом благополучии.

Что такое self skills, как и зачем их развивать?
Знаете ли вы про self skills? Это новая тенденция, которая очень актуальна среди людей на руководящих должностях. Если совсем коротко — это мода быть психологически здоровым и продвинутым.

Анна Жюсталь предлагает пробудить своё 2-е «Я»:

«Техника предполагает, что в нас есть два «Я». Их называют «Я1» и «Я2». Первый – это критик, наш внутренний родитель, учитель. Он оценивает наши действия, указывает на недостатки и сдерживает от скоропалительных, на его взгляд, действий. А «Я2» – наш внутренний ребёнок. Он уверен в себе, ничего не боится и считает, что нам всё по плечу. Попробуйте ощутить внутри себя оба этих состояния. Вспомните ситуации, когда действовали смело и были уверены в своей компетентности. В этот момент в вас действовал «Я2». Ваша цель – пробудить это состояние, вытащить Я2 наружу. Именно оно сделает вас победителем».

Ирина Анисимова советует не быть к себе слишком требовательным: «Конечно, нужно приготовиться, что первое время будет некомфортно и даже тревожно. Важно не ставить себе сверхзадач – быстро стать гуру новой сферы, ведь на то, чтобы стать хорошим специалистом в прошлой профессии, тоже потребовалось время».

Ронять свою самооценку из-за того, что придется работать на более низкой должности, тоже не стоит.

— Если вам предстоит переход с руководящей позиции на более низкую, это не повод чувствовать себя виноватым на собеседовании или в новом коллективе. Напротив, переключение на «более низкую передачу» – это знак, что вы серьёзно и осознанно относитесь к своей жизни, полны решимости трудиться и с энтузиазмом относитесь к новой профессии и работодателю, – отмечает Елена Дубовченко.

Дайджест: меняю профессию
Наша новая подборка! На этот раз про смену профессии, решения разных героев интервью уволиться и устроить настоящую встряску в жизни.

И помните, что вы не одиноки. Смена профессии – актуальный тренд, к которому работодатели перестали относиться столь скептически, как ещё несколько лет назад. Не упускайте шанс найти работу, которая  соответствует вашим ценностям, интересам и талантам.


Когда-нибудь совершали дауншифтинг в работе? Поделитесь историями😊


👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0