Как жаловаться руководителю… На него же!
Говорить начальнику, что чем-то недовольны, можно и нужно, но конструктивно. Зарплата.ру расспросила HR и руководителей, как те относятся к критике и в каком виде ее лучше воспринимают.
Стоит ли говорить руководителю, что он не прав
Начальник, как и другие сотрудники может ошибаться, с ним тоже случаются профдеформация и выгорание. Квалифицированный сотрудник может быть в чем-то компетентнее босса, это нормально. Во всех этих случаях начальник рискует принимать неправильные управленческие решения, которых можно избежать.
Часто бывает, что норма для одного человека, для другого — недопустимое. Я часто слышу от сотрудников, которые жалуются на руководителя: «наболело, накипело, устал терпеть и ушел». Стало ли от этого лучше? Возможно, временно. Но от себя не уйдешь, и на новом рабочем месте может возникнуть ровно такая же ситуация, — говорит Амира Васильева, HR-директор Summit Group.
Но и подчиненный не всегда владеет всей информацией и понимает, как то или иное решение связано с долгосрочными планами компании, как влияет на другие процессы. Что сотруднику кажется ошибкой, может быть может быть продуманной управленческой стратегией.
Убедитесь, что видите у руководителя именно профессиональные ошибки. Не закрался ли личностный фактор в оценку компетенций руководителя. Часто проекция плохих личных отношений с вышестоящим товарищем рождает в голове убеждение, что и как профессионал он тоже «так себе», — говорит Наталья Берлатонова, руководитель партнерского направления Центра карьеры Корпорации «Синергия».
Перед тем, как давать обратную связь руководителю, разберитесь в своей истинной мотивации. Для этого подойдет упражнение 5 WHY.
5 WHY (5 «зачем» или «почему») — способ выявить первопричины проблемы, придуманный Сакити Тоедой, основателем «Тойоты». Нужно ответить себе на вопрос «зачем?», к ответу на него тоже задать вопрос «зачем?», так пять раз.
Я рекомендую не ограничиваться пятью вопросами, это количество условно. Чтобы докопаться до истины, потребуется и семь, и десять раз задать себе вопрос: «Зачем я хочу это сделать?» Итогом может стать интересный инсайт. Как правило, в результате проясняется истинная мотивация указать руководителю на несовершенство его действий, — говорит Берлатонова.
Нужно ли бояться реакции начальника
Спросите себя, что произойдет, если покритикуете руководство.
Давать обратную связь руководителю, особенно когда он о ней не просит, нас останавливает страх. Ведь начальник находится на позиции выше и может решить, что мы капризные и некомпетентные, перестанет давать хорошие проекты, премии. Так и возникает ощущение, что мы не имеем права на обратную связь. Это не так, убеждает Александра Клименко, владелец компании по развитию коммуникативных навыков Soft Skills Lab.
Исход 1: компетентный руководитель не воспримет обратную связь в штыки, даже если правильно ее дадите, но между вами исчезнет напряжение.
Александра Клименко
Как руководитель, я стараюсь сама постоянно запрашивать обратную связь в форме созвонов один на один, где обсуждаю с сотрудником в том числе и то, что он хочет от меня. И я стараюсь создавать в рабочих процессах моменты для обсуждения: чтобы человек мог сказать, как и что улучшить. Из этого понимаю потребность сотрудника и дальше думаю, что с ней можно делать. Но это будет работать только в атмосфере доверия, а не увольнения за каждое неверное слово.
Когда сама получала критику от подчиненных, было неприятно, обидно, что я пыталась сделать как лучше, а получалось наоборот, или не заметила какую-то простую вещь, ошиблась. В такой ситуации стараюсь смотреть на свое состояние, чтобы не оттолкнуть человека из-за своих личных проблем и переживаний, ведь он тогда перестанет приходить с обратной связью, что выльется в проблемы компании. Если чувствую, что не могу ответить в моменте, то прямо признаю «косяк» и откладываю разговор.
Дарья Кочкина, руководитель группы обучения и развития персонала FM Logistic
Я всегда за двустороннюю открытость. Выстраивать надо такую атмосферу в команде, чтобы сотрудники не боялись делиться обратной связью или своими опасениями, объяснять причины тех или иных управленческих решений. Если сотрудник чувствует, что руководитель разделяет его позицию, то лучший вариант — набраться смелости и все же поговорить один на один.
Анастасия Володина, HR-директор «Идеи и решения», Москва
У меня был случай: менеджер пожаловался, что его не слышат, а ему стало тяжелее работать. Мы выделили время на беседу, где я озвучила свою позицию, объяснила новые правила. Менеджер не знал, что контроль усилили в отношении не только его, но и остальных сотрудников, в том числе руководителей. Предложила вместе разобраться с планированием, чтобы можно эффективнее распределять ресурсы. В итоге конфликтная ситуация нас сблизила, появилось взаимопонимание, а недовольство сошло на нет.
Исход 2: руководитель некомпетентный, грубый или эмоционально нестабильный, но обратной связью вы даете ему шанс исправиться. Если это не владелец бизнеса, обратитесь в HR-отдел или к вышестоящему руководству. И там не получили помощи — задумайтесь о других вариантах трудоустройства.
Нередки случаи, когда начальник действительно токсичный, но в ряде корпоративных культур информация об этом не доходит до топов. В таком случае замена руководителя происходит лишь после массовых жалоб подчиненных, или когда эйчары заметят тотальное увольнение сотрудников данного управленца. Присмотритесь к коллегам, которые взаимодействуют на вашем уровне с начальником. Возможно, поймете, что вы правы. Но обсуждать неверные шаги руководителя ― очень тонкая история. Если уверены, что вас не сдадут как источник негатива и критики, поделитесь своими соображениями с коллективом, — советует Наталья Берлатонова.
Как действовать
Амира Васильева рекомендует сообщать руководителю о его ошибках по следующим правилам:
- Говорите не о человеке, а о процессе или предмете. Если хотите пожаловаться, опирайтесь на событие без оценки героя. Например: «Если сократят премию, это повлечет за собой…» или «Необоснованная критика снижает мотивацию».
- Объясняйте произошедшее через свои ощущения. Обычно при разговоре нам хочется сказать: «Это ты повысил голос», «Ты установил такие дурацкие правила», «Ты взял сотрудника, который не выполняет свои задачи». Но попробуйте начать с себя. Скажите о том, что происходит с вами. Например: «Мне некомфортно, когда на меня повышают голос», «Моя работа по таким правилам не эффективна, потому что…».
- Избегайте угроз и манипуляций. Очистите диалог от таких фразы, как: «Если еще раз так сделаете, то…», «Или меняйтесь, или я уйду!» Помните, что на манипуляциях невозможно построить долгосрочное взаимодействие, угрозы же отравляют отношения изнутри.
- Используйте правило «бутерброда». Начните разговор с чего-то хорошего, затем перейдите к проблеме, а заканчивайте снова на позитивной ноте. Например: «Мне нравится, как мы под вашим руководством сделали проект. Но оставаться после 18:00 для меня некомфортно, и я бы не хотела, чтобы это повторилось. Давайте рассмотрим возможные решения таких ситуаций. Может, стоит взять в команду еще одного сотрудника?»
- Выберите время и место. Лучше на индивидуальной встрече, без посторонних. Если сейчас вокруг руководителя есть другие события с эмоциональным накалом, лучше отложите разговор. Всегда уместно спросить: «Можно я сейчас дам обратную связь по ситуации?»
Помогите своему руководителю. Сосредоточьтесь на своей работе и постарайтесь найти способ компенсировать промахи начальника. Если его решение связано с работой команды, возьмите на себя инициативу сделать общую работу лучше, ведь успех команды будет зависеть от всех ее участников. Задайте вопросы, почему начальник принял то или иное решение. Не проявляйте излишней самонадеянности, считая что вы компетентнее. Ведите дружелюбный диалог, тогда вас услышат, — добавляет Алеся Петрушина, менеджер по работе с персоналом UIS.
Говорить все как есть, не смягчить углы можно лишь в том случае, если намерены покинуть данную компанию или уйти от конкретного руководителя, но желаете светлого будущего для коллег, считает Наталья Берлатонова.
И то советую общаться конструктивно и благоразумно. Возможно, в будущем вам понадобятся рекомендации вашего начальника. А негативный финал сотрудничества срежет эту возможность.
Если пока боитесь давать обратную связь своему руководителю, потренируйтесь на реакциях к статье😉