Негативисты и нытики в коллективе: как с ними уживаться

Негативисты и нытики в коллективе: как с ними уживаться

Пошаговая инструкция для тех, кому не повезло работать с хроническими жалобщиками и демотиваторами. Два бизнес-тренера, психолог и владелец сети магазинов объясняют, как выставить границы и настроить «всепропальщика» на конструктивный лад.

Шаг #1: отмежеваться

Нытье и упаднические настроения токсичны для коллектива — мешают командной работе, демотивируют на сложных задачах, провоцируют конфликты. У кого-то негативисты вызывают жалость, кого-то откровенно бесят. Коллеги закатывают глаза и готовятся к свежей порции: «Ну, сейчас придет Таня и начнет плакаться, как все плохо».

Отсюда первый совет — защитить здоровый эмоциональный фон и вовремя отстроиться. Иван Кулаков — собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон» — подчеркивает:

Нельзя допускать, чтобы негатив коллеги влиял на вас или на общую атмосферу в команде. Будьте внимательны к своим границам и эмоциональному состоянию. Поддерживайте диалог, но не позволяйте нытику пробить позитивный щит вокруг вас.

Шаг #2: разобраться в механике

Евгений Гиберт, психотерапевт и клинический психолог, предлагает условно разделить негативных коллег на две группы:

  1. Демотиваторы — обесценивают работу, подчеркивают ее ненужность или бессмысленность.
  2. Нытики — постоянно жалуются на проблемы, трудности и препятствия в рабочей среде.

Причины могут быть разными — от личных проблем и низкой самооценки до травмирующего опыта в прошлом. Но в обоих случаях человек уверен в своей беспомощности. Он грустит, злится, жалуется, но ничего не предпринимает, чтобы изменить ситуацию. А побочный «продукт» — негатив — изливает на окружающих. Так часто ведут себя люди с реактивным мышлением — почитайте, чем оно отличается от проактивного.

Шаг #3: попытаться помочь

Не спешите вешать на коллегу ярлык нытика-всепропальщика. Вдруг человеку действительно нужна помощь или совет, как увидеть новые возможности. Держите схему экспресс-проверки от Антонины Лебединской, бизнес-тренера Moscow Business School, эксперта по менеджменту и личной эффективности.

  1. Получите от коллеги подтверждение, что ему не нравится, как обстоят дела.
  2. Спросите, что именно в ситуации зависит от него, и какие его действия могли бы изменить картину.
  3. Предложите свои идеи в формате: «А что будет, если ты сделаешь…»?
  4. Поделитесь опытом, как преодолели похожую ситуацию.
  5. Если человек все равно остался в позиции «жаловаться и ничего не делать», зафиксируйте это в разговоре — пусть подтвердит, что не готов к активным действиям.

Эта лакмусовая бумажка покажет — нужна человеку помощь или просто «жилетка». При втором варианте можете пропускать мимо ушей негатив коллеги, вы не нанимались быть личным психотерапевтом.

Но бывает и так, что человеку стоит один раз помочь, поддержать, направить мысль в нужную сторону, а дальше он справится сам, считает Евгений Гиберт.

Шаг #4: перенаправить энергию нытья в конструктив

Негативные излияния забирают много сил и времени, но не решают проблему. Попробуйте донести до коллеги народную мудрость «слезами горю не поможешь» и акцентируйте этот момент при каждом его приступе погрустить. Иван Кулаков советует систематически подталкивать негативиста к действиям:

Энергию нужно направить на то, чтобы найти решение, а не углубиться в проблему. Задавайте вопросы типа: "Что планируешь сделать, чтобы улучшить ситуацию?" Настаивайте на поиске конструктивных решений, предлагайте свои варианты.

Дальше вероятны два сценария. Первый — коллега прислушается, приободрится, станет меньше поддаваться эмоциям и больше действовать. Второй — утратит к вам интерес как к «жилетке». Возможно, найдет себе собеседника по душе — будут жаловаться друг другу, как все плохо.

А почему бы таких сразу не увольнять?

В коллективе зреет логичный вопрос — куда начальство смотрит, зачем этого нытика держат в команде. Отвечает Антонина Лебединская:

Есть компании, где негативисты в принципе не приживаются. Если пессимистичный жалобщик все еще ваш коллега — значит, система позволяет ему чувствовать себя комфортно. Это точка роста для руководителя — трансформировать подход таких сотрудников, стимулировать их пробовать новое, действовать, искать решения. Увы, не все люди готовы к переменам. Поэтому завтра-послезавтра ваш руководитель может «умыть руки» и попрощаться с коллегой-нытиком.

На заметку руководителям

Иногда работник нытьем проверяет вас «на прочность» — пытается выгадать для себя особые условия. Леонид Иваненков, CEO компании Leoconsulting, вспоминает сотрудницу, которая приходила жаловаться по 3-4 раза в день (!) — с эмоциями, театральностью, иногда даже с реквизитом. Проблема решилась в два шага: 

Первое — никогда не поддаваться на нытье, уговоры и торги. Как только вы это сделаете, сотрудник будет приходить жаловаться еще чаще. 

Второе — на каждый запрос давать альтернативу. Например, сотрудница говорит:

- Леонид, жизнь так несправедлива, я пришла сегодня на полчаса раньше, столько работала! Можно я уйду пораньше?

- Ольга, ты молодец, много дел накопилось? Понимаю. Я тоже часто прихожу заранее, а ухожу позже всех. Ты можешь уйти на 15 минут раньше, только сначала сделай вот эти задачи.

Жалобщица быстро поняла тактику и перестала обращаться к начальнику без острой необходимости.

Есть и другой нюанс — негативист может быть ценным специалистом. Если его профессиональные качества идут на пользу бизнесу, придется смириться с неприятными особенностями характера. Тогда пролистайте вверх к шагу #1 — отстройтесь и расставьте четкие границы.


Поставьте что-нибудь позитивное — 👍 или 🔥 — и не поддавайтесь унынию.

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0