Как развить креативность

Как развить креативность

Рисуйте беспорядочные линии, объединяйте случайные вещи, разложите по полочкам «Звездные войны». Собрали для вас крутые и неочевидные лайфхаки, как превратить свой мозг в фабрику идей.

Почему важно развивать креативность

Творческие навыки нужны не только для того, чтобы создавать произведения искусства. Это еще и про новые решения, в том числе для бизнеса. 

Креативность состоит из двух навыков:

  • Конвергентное мышление — поиск наилучшего или даже единственно-верного решения задачи. Именно его больше всего развивают в школах, особенно на таких уроках как математика или физика. Развитое конвергентное мышление — это способность сравнивать, анализировать, строить логические выводы и проверять гипотезы. Но люди, которые пользуются только им, со временем становятся замкнутыми, теряют гибкость мышления и способность открывать для себя новое, а то и попадают в ловушку когнитивных искажений.
  • Дивергентное мышление — это навык генерации идей. Он позволяет видеть неочевидные связи, «совмещать несовместимое», находить неожиданные решения. «Перекос» в сторону дивергентного мышления тоже бывает — такие люди фонтанируют идеями, но не способны реализовать ни одну из них. Поэтому важно развивать обе стороны.

Получается, креативность помогает самым разным специалистам:

  • Маркетологам и контент-мейкерам —  креативность часто чуть ли не основное требование в вакансиях копирайтера, дизайнера, SMM-специалиста и т. п.
  • Юристам — разрабатывать стратегии защиты, находить подходы в сложных правовых ситуациях, добиваться мирных соглашений. 
  • HR-специалистам — выстраивать интересную корпоративную культуру, придумывать систему мотивации и решать конфликты в команде.
  • Финансовым консультантам — разбираться в бизнесе клиента и находить неочевидные возможности оптимизировать бюджет.
  • Логистам — для поиска новых поставщиков, оптимизации цепочек поставок и адаптации к меняющимся условиям рынка.
  • Дизайнерам и архитекторам — разрабатывать не только эстетичные, но и практичные, устойчивые и экономичные проекты.
  • Специалистам сферы услуг и гостеприимства — улучшать сервис, создавать уникальные предложений и удерживать клиентов.
  • Ученым и IT-специалистам — создавать из технологий востребованные продукты.

Техники и способы развить креативность

Мы расспросили специалистов по брендингу, дизайну и коммуникациям об их способах прокачивать креативное мышление.

Илья Левинсон, CEO коммуникационного агентства Монстарс

Я считаю, что креативность — это навык про работу с контекстом. Нужно впитывать в себя как можно больше информации. Принципы, которые в этом помогут:

  • Примите, что бесполезных знаний не бывает

В креативе используют подход «микроволновки», когда читаешь много текстов на какую-то тему, а мозг спустя время выдает результат.

Это работает с любой информацией — никогда заранее не знаешь, что пригодится для креатива. Я не оправдываю трехчасовой скроллинг соцсетей, но то, что остается в голове после, может всплыть в нужный момент. 

  • Учитесь декомпозировать свой быт

У нас всех разные интересы, и их полезно разбирать на профессиональные элементы. 

Допустим, вы фанат «Звездных войн». Разложите финальный продукт на части: почему прообразами джедаев стали самураи, какими фильмами вдохновлялся режиссер, как выпускали мерч по фильмам, как оформляли авторские права на персонажей. Посмотрите, в чем разница продвижения частей киноэпопеи в 1977 и 2019 годах. Довольно часто можно придумать креатив из того, что вам нравится. Это нормально — привносить себя в творческий продукт.
Quote: "Илья Левинсон" CEO коммуникационного агентства Монстарс

Марк Шишлев, эксперт по бренд-менеджменту и коммуникациям, основатель музыкального лейбла Label Cantroll

Креативность ценится во многих профессиях. Она помогает улучшать продукты и услуги, выделяться среди конкурентов. Мои любимые техники:

  •  Отказ от традиционных подходов или outside the box («за пределами коробки» — англ.

Нужно отказаться от стандартных решений и готовых схем и попытаться взглянуть на проблему с новой точки зрения. Например, можно перевернуть проблему «с ног на голову» или представить ее решение через призму другой отрасли. Здесь важно иметь смелость, готовность использовать смежные кейсы, эксперименты или новые решения.  Этот метод помогает преодолеть стереотипы и привычные шаблоны.

  • «Инверсия установок»

Попробуйте полностью изменить схему мышления. Гостиница без кроватей? Школа без уроков? Автомобиль без колес? Айсберг в пустыне? Эти, на первый взгляд, странные идеи можно превратить в успешные реалистичные проекты.

  • «Инкубатор»

Если задача кажется слишком сложной, отложите поиск ее решения. Четко сформулируйте проблему и соберите информацию. Через несколько дней или недель вас может озарить отличная идея, или вы увидите подсказку, которая поможет решить проблему.

  • Поиск аналогий

Можно искать похожие черты между несвязанными на первый взгляд предметами. Например: «Что общего между танком и черепахой?» Это один из самых продуктивных способов генерации идей. Разнообразие информации стимулирует мозг искать новые связи между различными областями знаний.

  • Создание ограничений

Парадоксально, но ограничения могут стимулировать креативность. Когда у вас меньше ресурсов или времени, мозг начинает искать нестандартные способы решения проблемы. Попробуйте ставить себе искусственные рамки и наблюдайте, какие идеи приходят. Альтернативный вариант ограничений — представьте себя на чужом месте, чтобы взглянуть на продукт или услугу с точки зрения других людей.

  • «Морфологический ящик»

Если хотите придумать новый продукт, то можете разбить его на различные атрибуты: функциональность, материалы, цвета и т. д.

Создайте таблицу, где каждый столбец соответствует одному свойству, а строки представляют возможные варианты. Затем комбинируйте различные варианты из каждого столбца, чтобы создать новые идеи. Чтобы придумать что-то креативное — просто опишите достаточное количество свойств того, что нужно, и комбинируйте их.
Quote: "Марк Шишлев" Эксперт по бренд-менеджменту и коммуникациям, основатель музыкального лейбла Label Cantroll
  • Детализация

Этот метод полезен при работе над сложными задачами, например, улучшение продукта или оптимизация организационных процессов. Разделите проблему на части, до последнего винтика, в виде составляющих. С помощью поиска решений для каждого компонента, вы поймете, какие аспекты требуют улучшений, а какие хорошо и эффективно работают. Важно учитывать взаимосвязь между частями и убедиться, что предложенные изменения не создают новых проблем.

Екатерина Попова, Senior Web Designer Demis Group 

Если говорить про дизайн, то чтобы генерировать идеи, нужно постоянно искать их в окружающем мире. Природа — это бесконечный источник вдохновения. Иногда достаточно обратить внимание на смежные области — там можно найти много интересного для своих проектов. 

Например, вы можете сделать снимок красивого заката и использовать его цветовую палитру в дизайне. Такие цвета будут выглядеть естественно, потому что они гармонируют друг с другом. Поэтому первое правило — быть внимательным к мелочам, замечать красоту вокруг себя и не сидеть на месте.

Несколько упражнений, которые помогут развивать дизайнеру нестандартное мышление:

  • 50 кругов

Нужно нарисовать 50 кругов и превратить их в разные предметы. Это может быть колесо, мяч, свернувшийся клубочком кот и т. д. Главное — не повторяться. Чтобы сделать упражнение интереснее, можно добавить элементы игры: ограничить время на рисование или устроить соревнование с другом-дизайнером, подсчитав, у кого больше неповторяющихся образов.

  • Ограничения

Нужно задать определенные рамки, за которые нельзя выходить при создании макета. Например, выбрать только один цвет или использовать только одну форму в работе. 

  • Метод фокальных объектов

Один из самых простых способов. Интереснее всего использовать его в команде, но можно и одному. Мы с командой дизайнеров регулярно используем его в качестве разминки.

Сначала нужно выделить ключевой объект (фокальный), который должен быть выражен одним существительным. Затем следует подобрать четыре-пять случайных вспомогательных существительных, которые не связаны с фокальным объектом. Каждому из них нужно дать определение, используя от пяти прилагательных, а затем соединить определения с фокальным объектом, чтобы создать новые сочетания. 
Quote: "Екатерина Попова" Senior Web Designer Demis Group 

Результатом могут стать необычные идеи, такие как консервированная елка или надувная улыбка. Чем больше вспомогательных слов и определений вы используете, тем больше новых идей сможете получить.

Светлана Меншикова, журналист, организатор Форума спикеров «93 секунды»

Для меня неиссякаемый источник вдохновения — книга Майкла Микалко «Рисовый штурм». Вот то, что я часто применяю, когда захожу в тупик, и чтобы потренировать свой мозг:

  • Упражнение «Что общего?» 

Расчертить два столбца. Лучше, если их заполняют разные люди. Если заполняю только я, то беру все, что вижу слева от себя и справа.  Потом нужно найти связь между словами из двух колонок.

  • Чистый лист

Наверху пишете проблему или вопрос. Затем включаете музыку, берете ручку, можно цветные карандаши и, напевая, просто начинаете водить рукой по бумаге.

Главное условие — не думайте. Делайте это в течение 5–7 минут. Затем лучше отдать этот листок постороннему человеку и попросить выписать все образы, которые он там видит. Когда вы посмотрите на этот список — у вас 100% возникнет мысль, как это связать с решением вашей задачи. Этим способом мы с предпринимателями искали варианты привлечения клиентов, коллабораций, новые рынки сбыта и т. д.
Quote: "Светлана Меншикова" Журналист, организатор Форума спикеров «93 секунды»

Поставьте 👍, если понравилась статья!

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0