Как внедрить в компании наставничество

С помощью опытных сотрудников работодатели способны сократить текучку и повысить вовлеченность действующего персонала. Как организовать систему наставничества, рассказал Константин Немцов, руководитель центра обучения и развития IT Smart finance. 

Вы наверняка замечали, что с ростом компании, у руководителей становится все меньше времени на индивидуальное обучение новых сотрудников. Коллеги заняты, и не всегда могут подробно объяснить новичкам все тонкости работы. В таких условиях на помощь приходит наставничество: подготовленные и опытные сотрудники помогают стажерам адаптироваться в компании.

Четыре причины запустить наставничество

  • Быстрая адаптация новичков. Наставник помогает стажеру оперативнее освоиться в компании и быстро увеличить производительность.
  • Преемственность корпоративных знаний. Опытные сотрудники делятся навыками, которые могли бы потеряться, если бы старички ушли.
  • Рост мотивации. Когда новички чувствуют поддержку и внимание со стороны коллег, их заинтересованность работать лучше повышается.
  • Выращивание лидеров. Наставники прокачивают свои навыки руководства и управления.

Как внедрить наставничество: шаг за шагом

Определите цели. Четко сформулируйте, чего хотите достичь с помощью наставничества, зафиксируйте свои ожидания и согласуйте их с руководством компании. Например, цели могут быть такими: сократить время на адаптацию, повысить производительность или сохранить традиции корпоративной культуры.

Разработайте структуру программы. Решите, наставничество будет обязательным или добровольным, сколько будет длиться, как часто наставники будут встречаться с подопечными. Подумайте о мотивации опытных сотрудников: это может быть материальная поддержка — доплаты, премии за выполнение KPI или нематериальные стимулы — профессиональное развитие, награды, признание. Выбор зависит от возможностей компании и корпоративной культуры.

Выберите наставников. Это должны быть не только профессионалы в своем деле, но и люди, готовые поддерживать и мотивировать новичков. Процесс отбора можно начать с анкетирования и собеседований, чтобы понять мотивацию кандидатов. Во время интервью узнаете, как сотрудники видят свою роль в процессе наставничества и какую ценность могут принести подопечным.

Обучите наставников. Научите методам эффективного наставничества, способам коммуникации, работе с собственным эмоциональным состоянием. Предоставьте ресурсы для самостоятельного обучения: литературу, внешние или внутренние семинары и тренинги, доступы к онлайн-платформам.

Запустите программу. Ознакомьте всех сотрудников с программой, объясните ее цели и выгоды. В этом вам помогут информационные рассылки, встречи и презентации. Важно донести информацию о том, как будет проходить процесс, чего ждете от каждого участника.

Оцените результаты. Регулярно собирайте обратную связь от участников программы, чтобы понять, что работает хорошо, а что требует доработок. Это позволит вовремя внести изменения и улучшить программу.

Не бойтесь быть гибкими: приготовьтесь, что некоторые ожидания и гипотезы не оправдают себя или не дадут результата.

Интегрируйте наставничество в корпоративную культуру. Сделайте наставничество неотъемлемой частью вашей компании. Постоянно демонстрируйте преимущества этого процесса, поощряйте коллег быть наставниками, делитесь успехами и вовлекайте руководство в процесс.

Важные детали, которые помогут вам внедрить процесс в культуру компании

Выгода. Регулярно рассказывайте о преимуществах наставничества. Например, для наставников — это возможность развивать лидерские навыки, для новичков — получать опыт и быстро адаптироваться.

Позитивный имидж. Делитесь успешными примерами наставничества в других компаниях, важно показать, как они помогли росту сотрудников.

Поддержка руководителей. Убедите руководство в важности программы, чтобы заручиться поддержкой инициативы.

Разговоры на собраниях. Рассказывайте про концепцию наставничества на планерках, совещаниях и других встречах с сотрудниками.

Регулярные новости. Публикуйте истории успеха, достижения и положительные отзывы участников системы наставничества на корпоративном портале.

Примеры успешного наставничества

В 2020 году компания, которая продавала рекламу в интернете, столкнулась с высокой текучкой и низкой эффективностью молодых специалистов. Мы пересмотрели процесс наставничества, после чего более 70% новичков отметили, что чувствуют себя увереннее в должности. Новая программа снизила текучесть на 15% и вдвое сократила время на адаптацию сотрудников.

В 2022 году перед нами встала задача обеспечить преемственность и передачу знаний в одной из производственных компаний. Мы запустили программу наставничества «Учись у лучших». В конце года 89% новичков назвали наставников ключевым фактором своего профессионального роста, а уровень вовлеченности сотрудников вырос на 22%

Наставничество — это мощный инструмент, который помогает не только развивать сотрудников, но и укреплять команду, повышать эффективность и сохранять корпоративную культуру. Внедрив этот процесс в компании, вы создадите условия для быстрого роста и развития как сотрудников, так и бизнеса.

Как поддержать компанию во время стремительного роста с помощью кадрового резерва, Константин Немцов расскажет расскажет 10 октября на Зарплата CONF в Челябинске. 

А как вы внедрили у себя наставничество? И каких результатов добились? Поделитесь с коллегами