Как побороть синдром самозванца. История PR-технолога, который поверил в себя
Александр Андрианов много лет работал в вирусном пиаре — придумывал хайповые акции, которые попадали в федеральные СМИ. Коллеги хвалили, клиенты радовались. Только наш герой был недоволен, думал «могу лучше». А как это «лучше» — не знал. Изменить отношение к работе помог разговор с отцом. Александр рассказал, как победил синдром самозванца.
Я не ставил себе диагнозов, просто грыз себя за то, что недостаточно успешен, и это меня подавляло. Не сказал бы, что у меня было суровое воспитание или трудное детство. Не били, в угол не ставили. Отец не проявлял чувств, но не был тираном. Похвалы и поддержки не хватало.
Был период, когда я написал пару книг и гордился. Папа прочитал и сказал, что короткие рассказы получаются у меня лучше. Внутри все упало, я был раздавлен. Три года не брался за книги. Хотя, казалось бы, — отец не целевая аудитория, так как книги были про то, как изменить жизнь к лучшему и сделать ее свободной. А папа придерживается консервативных взглядов, почему они должны ему нравиться?
Диплом — не показатель знаний
Я стал юристом, как хотела семья. Мечтал о факультете журналистики, но с родителями разве поспоришь? Еще дедушек и бабушек подключили, чтобы меня уговорить. Юриспруденцию возненавидел сразу, на первом курсе подрабатывал внештатным корреспондентом в нескольких СМИ.
Считаю, что диплом — не показатель знаний, а даром потраченное время. Компании смотрят только на кейсы. Хочешь овладеть профессией — устройся подмастерьем к профессионалу. Через год будешь уметь то же, что и он.
Ключи всевластия
После университета пошел редактором сайта в НТВ-Плюс. Работал в Телецентре Останкино, брал интервью у звезд. Однажды прочитал книгу Антона Вуймы про черный PR. Решил стать пиарщиком. PR представлял, как «ключи всевластия», с помощью которых человек способен сокрушить гигантские корпорации. Хотелось похулиганить, бросить вызов стереотипам и моральным догмам. Поэтому выбрал вирусный PR и устроился помощником к профессионалу, за год дорос до креативного директора.
Стандартную рекламу давно игнорируют. Выключают звук, переключают на другие каналы или бездумно пролистывают. Она всех бесит. А вирусный пиар не выглядит как реклама и бьет в сердце. Люди вовлекаются, им весело и классно. Они запоминают продукт.
К нам приходили клиенты — от производителей подгузников до крипто-бизнесменов. Все хотели быть яркими, дерзкими, особенными. Хотели хайпа. Благодаря моей команде про них писали федеральные СМИ, показывали по телевизору, обсуждали в социальных сетях.
Как мы это реализовали: «украсили» деревню бельем. Деревья, дома, трактор, автомобили — все было в комплектах. И с воздушного шара сбрасывали, и на земле раскидывали.
Женщины повыскакивали из домов и пачками уносили эти комплекты. Разумеется, журналисты приехали, сняли репортажи. Нашу акцию вся Россия обсуждала. Помимо публикаций, клиент получил подписчиков в соцсетях и благодарности за халявное белье.
«Клиенты довольны, а я нет»
Все коллеги говорили, что я талантливый, креативный, у меня классные идеи. Клиенты были довольны и продлевали контракты. Друзья смеялись, когда рассказывал про вирусные акции. Но мне было мало. Думал, что они ничего не понимают. «Эти люди не эксперты, первый раз оказались в СМИ, конечно, они в восторге» — так обесценивал похвалу.
По договору мы гарантировали публикации минимум в двух федеральных СМИ, по факту выходило 5–7 публикаций. Но я был недоволен. Хотелось, чтобы из каждого утюга звучала наша новость. Чтобы ее обсуждали так, как будто Землю атаковали инопланетяне. Во всех новостях, во всех ток-шоу, в правительстве — везде!
Чувствовал подъем мотивации — хотел доказать себе и остальным, что могу лучше, масштабнее, грандиознее! Миллион просмотров в соцсетях — мало. Десяток публикаций в федеральных СМИ — мало. А что означает «отлично», я сформулировать не мог. Показали бы на Первом канале, расстроился бы, что не наградили медалью в Кремлевском дворце. А если бы наградили, подсознание немедленно изобрело бы иной повод для грусти — ведь обо мне ничего не знают за границей!
Была одна акция, которую делал для себя, не для клиентов. И был доволен практически на сто процентов.
Что тут началось! Пятнадцать федеральных СМИ написали об этой истории. Телефон не умолкал от звонков журналистов. Правда, в скором времени мне и этого показалось мало — Первый канал в новостях так и не рассказал. Печаль!
Разговор с отцом
Мы с папой не особо были близки в детстве. Он добрый и надежный человек, но на похвалу скуп. Какого бы успеха я ни достиг, он относился к этому, как к должному. А мне хотелось услышать, что я молодец, красавчик, что он мной гордится.
Было некомфортно поднимать эту тему. Не мог же я подойти и попросить: «Па, похвали меня. Я так в этом нуждаюсь». Хотел, чтобы он видел во мне сильную личность, как он сам. Мечтал сделать такое, чтобы у него не осталось выбора, кроме как похвалить меня.
Но разговор все-таки случился. Если честно, мы с ним на даче просто хорошенько выпили. Он когда выпьет, становится мягким, с ним легче общаться. Сидели на веранде и болтали обо всем на свете, в том числе о моих проектах. И вот я взял и спросил, а почему он никогда меня не хвалит? Почему ни разу не сказал, что гордится мной?
Он как-то опешил. Удивленно посмотрел на меня и сказал: «Да ты что, Саша. Конечно, я тобой горжусь. Ты много достиг, я вижу это. Очень тебя люблю, ты мой единственный сын. Кем мне еще гордиться, как не тобой». И мы с ним обнялись, и чуть ли не до утра сидели на той веранде.
Я поверил в себя
У меня как будто гора с плеч упала. Почувствовал легкость, свободу, детскую радость, подъем эмоций. Как будто за спиной выросли крылья. Светился от счастья. И с этого момента началась новая жизнь.
В работе все стало получаться легче, принял похвалу от коллег и заказчиков. Понял, что хорош в своем деле. Это осознание стало открытием. Я, наконец, поверил в себя и обрел внутреннюю гармонию.
Исчезли тотальное самобичевание, сомнения в собственных силах, внутренние терзания, что мог бы сделать лучше. Позволил себе экспериментировать в пиаре, искать новые ходы. Стал легче общаться с незнакомцами и находить к ним подход. Начал выступать в качестве спикера на фестивалях и мероприятиях по всей России. Перестал зависеть от мнения окружающих. Взял жизнь в свои руки.
Реализовал пару десятков успешных кейсов и осознал, что мне тесно в чужом агентстве. Захотел работать отдельно, на себя. В это же время издал очередную книгу «Хайп мозга провокационный PR». Она стала бестселлером, папа похвалил. Все это мотивировало двигаться дальше.
Ушел в свободное плавание, вырос в доходах и опыте. Езжу по стране, рассказываю бизнесменам и студентам про силу и возможности пиара. Несколько раз мне предлагали стать преподавателем в вузе, возможно, приму приглашение. Еще в планах — написать новую книгу и выйти с вирусным пиаром на западные рынки.
Вы верите в себя? Или чаще сомневаетесь?