Как побороть синдром самозванца. История PR-технолога, который поверил в себя

Александр Андрианов много лет работал в вирусном пиаре — придумывал хайповые акции, которые попадали в федеральные СМИ. Коллеги хвалили, клиенты радовались. Только наш герой был недоволен, думал «могу лучше». А как это «лучше» — не знал. Изменить отношение к работе помог разговор с отцом. Александр рассказал, как победил синдром самозванца.

Я не ставил себе диагнозов, просто грыз себя за то, что недостаточно успешен, и это меня подавляло. Не сказал бы, что у меня было суровое воспитание или трудное детство. Не били, в угол не ставили. Отец не проявлял чувств, но не был тираном. Похвалы и поддержки не хватало.

Был период, когда я написал пару книг и гордился. Папа прочитал и сказал, что короткие рассказы получаются у меня лучше. Внутри все упало, я был раздавлен. Три года не брался за книги. Хотя, казалось бы, — отец не целевая аудитория, так как книги были про то, как изменить жизнь к лучшему и сделать ее свободной. А папа придерживается консервативных взглядов, почему они должны ему нравиться?

Диплом — не показатель знаний

Александр Андрианов

Я стал юристом, как хотела семья. Мечтал о факультете журналистики, но с родителями разве поспоришь? Еще дедушек и бабушек подключили, чтобы меня уговорить. Юриспруденцию возненавидел сразу, на первом курсе подрабатывал внештатным корреспондентом в нескольких СМИ.

Считаю, что диплом — не показатель знаний, а даром потраченное время. Компании смотрят только на кейсы. Хочешь овладеть профессией — устройся подмастерьем к профессионалу. Через год будешь уметь то же, что и он.

Ключи всевластия

После университета пошел редактором сайта в НТВ-Плюс. Работал в Телецентре Останкино, брал интервью у звезд. Однажды прочитал книгу Антона Вуймы про черный PR. Решил стать пиарщиком. PR представлял, как «ключи всевластия», с помощью которых человек способен сокрушить гигантские корпорации. Хотелось похулиганить, бросить вызов стереотипам и моральным догмам. Поэтому выбрал вирусный PR и устроился помощником к профессионалу, за год дорос до креативного директора.

Стандартную рекламу давно игнорируют. Выключают звук, переключают на другие каналы или бездумно пролистывают. Она всех бесит. А вирусный пиар не выглядит как реклама и бьет в сердце. Люди вовлекаются, им весело и классно. Они запоминают продукт.

К нам приходили клиенты — от производителей подгузников до крипто-бизнесменов. Все хотели быть яркими, дерзкими, особенными. Хотели хайпа. Благодаря моей команде про них писали федеральные СМИ, показывали по телевизору, обсуждали в социальных сетях.

💥
Приведу пример. Пришла компания по производству нижнего белья. Они делали ребрендинг и хотели громко об этом заявить. Придумал для них такую идею: якобы компания проводила презентацию новой коллекции на воздушном шаре, но случайно все комплекты лифчиков и трусов упали на деревню.

Как мы это реализовали: «украсили» деревню бельем. Деревья, дома, трактор, автомобили — все было в комплектах. И с воздушного шара сбрасывали, и на земле раскидывали.

Женщины повыскакивали из домов и пачками уносили эти комплекты. Разумеется, журналисты приехали, сняли репортажи. Нашу акцию вся Россия обсуждала. Помимо публикаций, клиент получил подписчиков в соцсетях и благодарности за халявное белье.

«Клиенты довольны, а я нет»

Все коллеги говорили, что я талантливый, креативный, у меня классные идеи. Клиенты были довольны и продлевали контракты. Друзья смеялись, когда рассказывал про вирусные акции. Но мне было мало. Думал, что они ничего не понимают. «Эти люди не эксперты, первый раз оказались в СМИ, конечно, они в восторге» — так обесценивал похвалу.

По договору мы гарантировали публикации минимум в двух федеральных СМИ, по факту выходило 5–7 публикаций. Но я был недоволен. Хотелось, чтобы из каждого утюга звучала наша новость. Чтобы ее обсуждали так, как будто Землю атаковали инопланетяне. Во всех новостях, во всех ток-шоу, в правительстве — везде!

Чувствовал подъем мотивации — хотел доказать себе и остальным, что могу лучше, масштабнее, грандиознее! Миллион просмотров в соцсетях — мало. Десяток публикаций в федеральных СМИ — мало. А что означает «отлично», я сформулировать не мог. Показали бы на Первом канале, расстроился бы, что не наградили медалью в Кремлевском дворце. А если бы наградили, подсознание немедленно изобрело бы иной повод для грусти — ведь обо мне ничего не знают за границей!

Была одна акция, которую делал для себя, не для клиентов. И был доволен практически на сто процентов.

💥
Использовал инфоповод о популярности движения «Black Lives matter» в Америке. И решил с похожей темой хайпануть в России. Надел на приятеля рабочую робу, как у гастарбайтеров, и мы пришли в центр Москвы. Я на видео преклонил перед ним колено, почистил ему ботинки и заявил о создании движения «Migrants lives matter», которое защищает права мигрантов. 

Александр Андрианов на вирусной акции по защите прав мигрантов 

Что тут началось! Пятнадцать федеральных СМИ написали об этой истории. Телефон не умолкал от звонков журналистов. Правда, в скором времени мне и этого показалось мало — Первый канал в новостях так и не рассказал. Печаль!

Разговор с отцом

Мы с папой не особо были близки в детстве. Он добрый и надежный человек, но на похвалу скуп. Какого бы успеха я ни достиг, он относился к этому, как к должному. А мне хотелось услышать, что я молодец, красавчик, что он мной гордится.

Было некомфортно поднимать эту тему. Не мог же я подойти и попросить: «Па, похвали меня. Я так в этом нуждаюсь». Хотел, чтобы он видел во мне сильную личность, как он сам. Мечтал сделать такое, чтобы у него не осталось выбора, кроме как похвалить меня.

Но разговор все-таки случился. Если честно, мы с ним на даче просто хорошенько выпили. Он когда выпьет, становится мягким, с ним легче общаться. Сидели на веранде и болтали обо всем на свете, в том числе о моих проектах. И вот я взял и спросил, а почему он никогда меня не хвалит? Почему ни разу не сказал, что гордится мной?

Он как-то опешил. Удивленно посмотрел на меня и сказал: «Да ты что, Саша. Конечно, я тобой горжусь. Ты много достиг, я вижу это. Очень тебя люблю, ты мой единственный сын. Кем мне еще гордиться, как не тобой». И мы с ним обнялись, и чуть ли не до утра сидели на той веранде.

Я поверил в себя

У меня как будто гора с плеч упала. Почувствовал легкость, свободу, детскую радость, подъем эмоций. Как будто за спиной выросли крылья. Светился от счастья. И с этого момента началась новая жизнь.

Александр Андрианов

В работе все стало получаться легче, принял похвалу от коллег и заказчиков. Понял, что хорош в своем деле. Это осознание стало открытием. Я, наконец, поверил в себя и обрел внутреннюю гармонию.

Исчезли тотальное самобичевание, сомнения в собственных силах, внутренние терзания, что мог бы сделать лучше. Позволил себе экспериментировать в пиаре, искать новые ходы. Стал легче общаться с незнакомцами и находить к ним подход. Начал выступать в качестве спикера на фестивалях и мероприятиях по всей России. Перестал зависеть от мнения окружающих. Взял жизнь в свои руки.

Реализовал пару десятков успешных кейсов и осознал, что мне тесно в чужом агентстве. Захотел работать отдельно, на себя. В это же время издал очередную книгу «Хайп мозга провокационный PR». Она стала бестселлером, папа похвалил. Все это мотивировало двигаться дальше.

Ушел в свободное плавание, вырос в доходах и опыте. Езжу по стране, рассказываю бизнесменам и студентам про силу и возможности пиара. Несколько раз мне предлагали стать преподавателем в вузе, возможно, приму приглашение. Еще в планах — написать новую книгу и выйти с вирусным пиаром на западные рынки.


Вы верите в себя? Или чаще сомневаетесь?