Борьба с текучкой и рост прибыли в придачу: как правильно запускать психологическую поддержку для сотрудников
Владелец мебельной фабрики пригласил в команду психолога, но почти все работники без объяснения причин отказались общаться со специалистом после первой сессии. Разбираем типичные ошибки и важные инсайды работодателей, которым небезразличны ментальное состояние их персонала и здоровые отношения в коллективе.
Почему работодателю необходимо заботиться о психологическом состоянии сотрудников
Польза психологической грамотности сотрудников вполне материальна, уверена Алеся Бикбулатова, психолог и старший менеджер по обучению компании ICL Services.
Если человек умеет справляться со стрессом, поддерживать свое состояние, бизнес несет меньше потерь и получает больше прибыли. Такой сотрудник принимает взвешенные решения, реже болеет и нетоксичен для команды.
По оценке Всемирной организации здоровья, депрессия и тревога ежегодно обходится мировой экономике в триллион долларов. Российский институт общественного мнения «Анкетолог» выяснил, что за полгода с конца 2022 года по апрель 2023-го 43% сотрудников постоянно пребывали в стрессе.
В аналогичном исследовании начала 2022-го 77% россиян заявили, что непрерывное нервное напряжение может заставить их уволиться.
Зачем работодатели нанимают психологов для сотрудников:
- предотвратить выгорание, помочь сотрудникам восстановиться после выгорания
- снизить тревожность в команде
- сократить текучку кадров
- усилить HR-бренд
Выгорание напрямую связано с текучкой кадров. Плохое состояние ментального здоровья сотрудника приводит его к проблемам с коммуникациями, это отражается на всей команде. Современный бизнес чувствует социальную ответственность больше и больше. Забота о сотрудниках — одно из проявлений тренда. Поэтому и рынок well-being, психологической поддержки персонала стремительно развивается, — говорит Александр Комков, директор корпоративного направления сервиса поиска психолога «Ясно».
Как измерить эффект от психологической помощи
Основной показатель эффективности от работы команды с психологом — вовлеченность сотрудников, ее отслеживают чаще всего, уточняет Александр Комков.
У клиентов «Ясно» 5–10% сотрудников пользуются программой, и это очень хорошо. Мы узко специализируемся в mental wellbeing, но в среднем по рынку показатели вовлеченности ощутимо ниже, чем в Ясно, особенно если говорим о психологической поддержке в рамках ДМС. Уровень показателя зависит и от отрасли. Например, креативные специалисты и IT пользуются программой больше, чем синие воротнички. В первые 2-3 года отследить взаимосвязь KPI с психологической поддержкой сложно, если вообще возможно. Все чаще HR-отмечают влияние нашей программы на рост eNPS (индекс лояльности сотрудников). Но нельзя точно сказать, связаны ли улучшения перечисленных показателей именно с бенефитом психологической помощи и насколько. Иногда мы понимаем, что программа приносит плоды, по обратной связи от клиентов. Например, многие компании внедрили в командах психологическую помощь после февраля 2022-го. Их сотрудники до сих приходят к HR-ам, чтобы поблагодарить.
Как следует из отчета консалтинговой компании GCG, 69% работодателей вообще не пытаются измерить эффективность well-being программ. При этом большинство не планируют сокращать эту статью расходов, а 43% процента уже включили или планируют включить помощь психолога в программу благополучия.
Как разные компании предоставляют психологическую помощь сотрудникам
Алеся Бикбулатова
В нашей компании консультации психолога входят в ДМС. Также в обучающих программах есть тренинги о ментальном здоровье, эмоциональном интеллекте, о том, как работать со стрессом.
Когда случаются катаклизмы, сильно подрывающие психологическую устойчивость команды, мы запускаем внеплановые мастер-классы с рекомендациями, как с этим справляться. Есть тренинги для управленцев — на них руководители получают инструменты работы с подчиненными в разном психологическом состоянии. Для HR-специалистов мы провели обучение навыкам медитации.
Татьяна Вавилова, директор Института личностного и человеко-ориентированного развития
На мой взгляд, в образовании риск эмоционального истощения выше, чем в других сферах. Чтобы снизить тревожность и предотвратить выгорание, мы ввели интервизии.
Раз в месяц выбираем один из вечеров и собираемся, чтобы пожаловаться друг другу на проблемы, на «самодуру-директоршу», клиентов и особо отличившихся «спиногрызов». Правило одно: не оправдываемся. Внимательно выслушиваем каждого и сочувствуем. Даем советы, только если просят. Ведет интервизию наш школьный психолог, поэтому мы не несем по инициативе дополнительных расходов.
Расходимся после таких сессий с чувством удовлетворенности. Подчеркну, что мы маленькая частная школа, на интервизии собираемся в среднем по девять человек. Мы единомышленники, уважаем друг друга за профессионализм и преданность делу.
Валерия Чертовикова, CEO группы компаний Black Square Group, специалист по корпоративному обучению и коммуникациям
У нас работа с психологом появилась в пандемию. Сотрудникам требовалась поддерживающая атмосфера, и мы ввели еженедельные ресурсные встречи. Так как мы онлайн-университет психологии и саморазвития, нужный специалист у нас уже был.
Такая мера поддержки оказалась эффективной, работает успешно уже третий год. Встречи с психологом проходят в режиме онлайн-конференций. Они бесплатны и доступны всем сотрудникам с их первого дня работы. Темы общения разные, в зависимости от потребностей коллектива, внешних событий и общих настроений в стране и мире. Форматы тоже разнообразные: свободное общение «вопрос-ответ», психологические практики, разбор актуальных ситуаций.
Плюсы, которые мы заметили сразу после запуска психологической поддержки:
- Сотрудники ощутили безопасность, заботу работодателя.
- Установилась благоприятная и спокойная атмосфера, работники стали выстраивать теплые и дружеские отношения.
- Эффективность команды и каждого сотрудника сохраняются или растут.
- Укрепилась корпоративная культура.
- Выросли и продолжают увеличиваться вовлеченность и лояльность специалистов.
Поддержание психического здоровья сотрудников тесно связано с их способностью адаптироваться к изменениям. Стрессоустойчивые и гибкие к нововведениям специалисты становятся более продуктивными и востребованными на рынке труда, полезными бизнесу.
Татьяна Рожкова, директор по социальной политике Группы НЛМК
В нашей компании успешно работает программа поддержки благополучия сотрудников в трудных и экстренных ситуациях. Услуги оказывает привлеченный подрядчик.
В пакете услуг не только психологические, но и юридические, финансовые консультации, помощь поддерживать здоровый образ жизни, ветеринария. Например, специалист по ЗОЖ подсказывает сотрудникам, как сформировать мотивацию и расписать шаги, чтобы безопасно похудеть. Юрист консультирует по вопросам ЖКХ, защиты прав потребителей, взаимодействия с ГИБДД. Финансисты помогают получить налоговый вычет и спланировать личные финансы, а ветеринары решают проблемы с питомцами наших работников.
Программа работает в формате мобильного приложения. Сотрудники регистрируются через табельный номер и потом могут записаться на прием к нужному специалисту. Консультации проходят в форме аудиобеседы или письменно в чате, все зависит от сложности вопроса. Кроме сотрудника программой могут пользоваться и его близкие родственники: супруги, дети и родители.
Услугами поддержки благополучия уже воспользовались 3500 сотрудников, от которых мы получили массу положительных отзывов на корппортале.
Иногда штатный психолог — не лучшее решение
Александр Синеркин, владелец мебельной фабрики «Форт», бизнес-наставник, автор книги «50 кирпичей успеха» рассказал такую историю:
Я сам постоянно работаю с психологами и считаю, что это помогает мне в жизни уверенно и последовательно двигаться вперед. Я так радовался происходящим в себе изменениям, что однажды решил нанять психолога для коллектива, чтобы и мои сотрудники смогли провести внутреннюю работу, раскрыть себя и стать лучше. Но мои ожидания не совпали с реальностью.
Моя фабрика находится в Ульяновске, коллектив — 200 человек. Я пригласил в город психолога, с которой до этого сам успешно работал. Она прилетела из Новосибирска и жила в Ульяновске почти год. Работала с двумя десятками человек — топ-менеджерами компании и моими близкими родственниками.
Результат: почти все топ-менеджеры отказались работать с психологом после первой сессии без объяснения причин.
Какие выводы я сделал:
- Не всегда психолог, который подходит одному человеку, подойдет и другому. Поэтому вариант с подбором одного специалиста на весь коллектив — нельзя считать стопроцентно удачным.
- Нельзя заставлять человека работать с психологом, если у того нет запроса, он не готов «доставать из себя тараканов». Работа с головой — это самая сложная работа, для которой нужно созреть морально.
Это был спорный опыт, но я, как руководитель, вижу, что и он не прошел даром. Психолог все же была профессионалом, она «снесла» некоторые барьеры, которые мешали людям достигать своих целей, помогла им стать увереннее и спокойнее. Сами сотрудники эти изменения в себе не связывают с работой психолога, но я со стороны вижу прямую зависимость. Надеюсь, что мне удалось заложить в своих специалистах зерно, и в будущем они сами обратятся к психологам.
Штатного психолога сотрудники воспринимают как аффилированное с работодателем лицо, — комментирует Александр Комков. — Работник знает, что к этому же специалисту ходят его коллеги и руководитель, поэтому заранее не верит в честную помощь. Человеку важно самостоятельно выбирать себе специалиста.
Штатный психолог подойдет для компании до 50 человек, которая может это себе позволить, — добавляет Алеся Бикбулатова. — Для крупных холдингов и корпораций решение будет спорным, по крайней мере, с точки зрения консультирования.
Для каких задач штатный психолог отлично подойдет:
- повышать психологическую грамотность работников — групповые сессии, мастер-классы, тренинги
- диагностировать ментальное состояние персонала
- консультироваться при подготовке обучающих программ
Поставьте 👍 или 🔥, если в вашей компании есть психологическая помощь, или же вы планируете ее ввести.