Почему «сбитым летчикам» трудно найти работу, как психотравма мешает вернуться к нормальной жизни, как выбраться из депрессии после карьерного краха — читайте экспертный разбор проблемы, о которой обычно молчат.
Что за синдром?
С точки зрения психологии, «сбитый летчик» — это успешный человек, который вдруг оказался выброшен на обочину. Например, занимал высокую должность или имел крупный бизнес, получал очень хороший доход, был известен в определенных кругах. Но потом случился коллапс — человек потерял деньги, успех, статус и не может вернуть себе прежнее положение. Марина Черникова, психолог и директор АНО «Культура здоровья», поясняет, что такая ситуация приводит к нарциссической травме.
«Сбитый летчик» не согласен на меньшее, считает, что его это недостойно, а туда, куда он стремится, путь закрыт. Человек рассматривает это как тотальную несправедливость жизни и испытывает огромное разочарование. Часто такие люди наглухо замыкаются в себе, сильно сокращают круг общения, обижаются на окружающих. Другой сценарий — от бессилия теряют жизненную энергию и здоровье, чувствуют себя полнейшими неудачниками, поддаются разрушительным вредными привычкам.
Игорь Шутов — бизнес-тренер, юрист, консультант, корпоративный психолог и эксперт Moscow Business School в области управления персоналом — часто сталкивается с этим синдромом у людей, которые занимали высокие должности и не следили за современными тенденциями на рынке труда. Они не развивались, теряли «нюх», деградировали в профессиональном плане — а потом вдруг увидели, что больше не нужны бизнесу. Такие люди переживают синдром сбитого летчика особенно тяжело, потому что не могут найти себе применения — их опыт и компетенции не востребованы в современных условиях.
Например, руководители, использующие только каскадную модель в менеджменте, могут не соответствовать требованиям современного работодателя, который применяет agile-подход. А начальники, признающие только приказной формат и не умеющие давать обратную связь, оказываются невостребованными в компаниях с развитой корпоративной культурой.
Но не только топ-менеджеры и бизнесмены могут стать «сбитыми летчиками». Иногда обычный специалист, крепкий опытный профессионал, сталкивается с неудачами, теряет уверенность в себе, чувствует моральный упадок и не может продолжать работу на прежнем уровне. Лариса Богданова — директор IBC Human Resources, президент Ассоциации Рекрутинговых Агентств (АРА) — называет четыре фактора, провоцирующие такую ситуацию.
- Негативные перемены на предприятии — закрыли филиал, сократили штат, заморозили проект.
- Уровень компетенций не соответствует должности — например, отличного линейного специалиста без управленческих навыков повышают до руководителя отдела, а он просто не справляется с новой ролью. Подробнее об этом сценарии читайте в экспертном разборе принципа Лоуренса Питера
- Нет реальных ресурсов и инструментов для реализации поставленных задач. Это случаи из серии «Вот тебе стул, стол, ручка, сделай нам проект и напиши стратегию к первому числу». Выглядит утрированно, но до сих пор встречаются такие кейсы.
- Жесткое отношение руководства к решениям и ошибкам команды — политика «закручивания гаек», неадекватные наказания за промахи.
Людям с таким синдромом трудно приходится на рынке труда.
«Кандидат не подходит, он сбитый летчик» — такую обратную связь по итогам интервью дал руководитель строительной компании, который искал в свою команду менеджера по продажам. На собеседование пришел немолодой мужчина с интересным карьерным треком. Начинал трудовой путь в солидных девелоперских компаниях, где дорос до директора, потом ушел в свой бизнес, обанкротился, а последние 6 лет работал частным агентом по недвижимости. Выдающиеся профессиональные достижения остались далеко позади, человек живет славой прошлых побед, а во всех сегодняшних проблемах винит обстоятельства.
Разберемся, почему работодатели неохотно берут в команду людей с таким бэкграундом.
Признаки «сбитого летчика»
Марина Починок — член советов директоров, профессор Сколково, международный консультант по оргизменениям и управлению талантами — выделяет четыре тяжелых последствия синдрома:
- Неуверенность — человек начинает сомневаться в своих способностях и компетенциях
- Чувство бессилия — ощущение, что любые попытки исправить ситуацию обречены на неудачу, отсюда пассивность и трудности с принятием решений
- Изоляция — люди избегают общения с коллегами и друзьями, чувствуют стыд за свои неудачи
- Проблемы с мотивацией — трудно найти силы продолжать работать, ведь человек воспринимает себя как «потерпевшего поражение»
Ситуацию усугубляют эмоциональное выгорание, завышенная планка ожиданий, социальное давление и резко упавшая самооценка. В крайних случаях «сбитые летчики» окончательно капитулируют и уходят из профессии.
То есть, работодатель рискует получить сотрудника, который «застрял» в прошлом:
- живет в постоянном чувстве тревоги и страха перед будущими проектами
- с трудом принимает решения, боясь «наступить на грабли»
- демотивирован, так как рабочие процессы связаны с травматичным опытом
- отрешен, закрывается от общения с коллегами
- болезненно воспринимает любую критику
- в ближайшем будущем может окончательно разочароваться и бросить работу
Логично, что эти риски в глазах работодателя полностью перекрывают былые заслуги кандидата, его опыт, высокий уровень компетенций и другие сильные стороны. Выход один — проработать травму и поменять отношение к ситуации, чтобы приходить на собеседование не «сбитым», а снова «вставшим на крыло».
Как поверить в себя после «крушения»
Восстановление может быть долгим и сложным, потому что неудачи наносят удар не только по профессиональной идентичности, но и по личностной целостности, — отмечает Филипп Рыжук, маркетолог, коуч ООО «Форбиз». То есть, человек воспринимает ошибки как доказательство собственной неполноценности.
С позиции экзистенциального подхода, важно помочь человеку принять неудачи как неотъемлемую часть опыта и использовать их для личностного роста. В коучинговом подходе акцент делается на осознании своих ценностей и целей, что помогает человеку перестроить внутренний диалог и вернуть себе контроль над ситуацией.
В работе с клиентами Филипп Рыжук комбинирует эти подходы — помогает переосмыслить отношение к неудачам, параллельно давая поддержку в виде коучинговых техник. Пример из практики:
«Ко мне обратился менеджер среднего звена, потерявший работу после крупной ошибки в проекте. Через экзистенциальную рефлексию и коучинговые техники мы сосредоточились на восстановлении его чувства уверенности и осознании того, что ошибки — это естественная часть жизни. В результате клиент не только восстановил самооценку, но и смог найти новую, более комфортную работу, в которой применил уроки прошлого».
Марина Черникова считает, что очень важно отделить личность от профессиональной роли — тогда человек поймет, что находится в его зоне влияния, а что нет. С этим помогут карьерные консультанты или менторы — дадут более широкий взгляд на ситуацию.
На заметку HR и руководителям: если ценный и перспективный сотрудник сильно страдает из-за крупного провала — помогите ему вернуть мотивацию. Покажите, что по-прежнему верите в его профессионализм и компетенции. Лейла Мехтиева, психолог компании «Сибирский банный чан», предлагает варианты:
- перевести на другой проект, где человек сможет раскрыть свои сильные стороны
- предложить более высокую должность для дальнейшего развития
- повысить зарплату или поддержать премией
Синдром сбитого летчика можно преодолеть и без помощи специалистов, если готовы к системной работе над собой. Семь советов от Марины Починок:
- Возьмите паузу, выдохните, прислушайтесь к себе. Важно переосмыслить свою жизнь, ценности, ресурсы, драйверы — понять, что нравилось и давало силы, а что их отнимало. Синдром особенно ярко проявляется у людей, которые отдавали работе все силы, мало думая о себе.
- Поднимайте свой психофизический ресурс и уровень энергии. Если их нет, то фокус сужается, и организм работает в режиме выживания. Это не то состояние, из которого хорошо творить будущее. Спорт, массаж, баня, прогулки, творчество — ресурсное «меню» разнообразно.
- Расширяйте горизонты и связи. Не выпадайте из делового общения, но меняйте социальные декорации. Особенно актуально, если в прежнем круге общения все напоминает о прошлой неудаче.
- Учитесь — это универсальный лайфхак для «сбитых летчиков». Новые знания и навыки всегда подбадривают самооценку, мотивируют.
- Проектируйте будущее. Соединяйте опорные точки — опыт, экспертизу — с тем, чем хотели бы заниматься. Для этого полезно постоянно мониторить рынок труда и возможностей.
- Проверяйте гипотезы и делайте маленькие шаги, которые вернут чувство контроля и уверенности в себе.
- Сформируйте круг поддержки из близких, коллег или наставников, которые могут дать объективную обратную связь и помочь увидеть ваши достижения.
Жанна Травкина — карьерный коуч, практический и кризисный психолог, АСТ-терапевт — добавляет в копилку еще три метода, подкрепленные реальными кейсами.
Перепишите свой сценарий
Вы не «Титаник», столкнувшийся с айсбергом. Вы — Дейенерис Таргариен из «Игры престолов»: бывшая изгнанница стала Матерью Драконов. Работая с Игорем, IT-специалистом, мы использовали технику альтернативных историй. Он представлял, как бы его провал мог стать началом успешной истории. Через полгода Игорь основал стартап, который решал именно ту проблему, с которой он столкнулся.
Действуйте, несмотря на страх
Нео из «Матрицы» боялся прыгать с небоскреба, но сделал это. И хотя в первый раз он шлепнулся, во второй — полетел. Анна, HR-директор, после неудачного проекта боялась браться за что-то новое. Мы начали с малого — каждый день она делала что-то, что вызывало дискомфорт. Сначала это были мелочи, вроде звонка сложному клиенту. Через месяц она уже вела переговоры о слиянии компаний.
Учитесь прощать себя
Нельзя вечно казнить себя за ошибки. С Еленой, врачом, мы работали по технике «письма прощения». В письме она написала, что прощает себя за неправильно поставленный диагноз. Это было эмоционально, но эффективно. Елена не только вернулась к практике, но и занялась обучением молодых врачей, помогая им справляться с профессиональными неудачами.
Помните — каждый успешный человек прошел через свои «сбитые самолеты». Илон Маск чуть не обанкротился с Tesla и SpaceX. Стива Джобса выгнали из его же собственной компании. Опра Уинфри была уволена с первой работы на ТВ. Дональд Трамп пережил несколько банкротств своих компаний, прежде чем стать президентом США. Но они не сдались. И вы не сдавайтесь. Потому что в конце концов неважно, сколько раз вас подбили. Важно, сколько раз вы поднялись в небо снова.
Больше материалов о когнитивных и психологических искажениях, мешающих работе, найдете в нашем дайджесте.
Прибавьте 🔥 под статьей, если тема откликнулась
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы