Ищу того, знаю кого: как подбирать кандидатов с помощью психологии

Как разговоры о хобби и интересах помогают нанимать подходящих людей, рассказала Анна Бурсановская, HR-профайлер, психолог, консультант, основатель школы бизнес-коммуникаций.

Я бы сравнила подбор кандидата с подбором детали конструктора. Иногда кажется, что все идеально подходит, но изделие вдруг рассыпается. Так и в рекрутинге: кандидат успешно проходит собеседование, но, вдруг, не уживается в коллективе — не совпадает с другими «деталями конструктора» или не соответствует «изделию».

Найти подходящего соискателя помогает психологический профиль должности, он — как подробное описание «детали». Рассказываю, как составить профиль и как его использовать, чтобы новый сотрудник работал с вами долго и эффективно.

Этап 1. Составьте расширенный список параметров

Укажите название вакансии, обязанности, опыт и образование кандидата, условия работы, перечислите навыки, задачи и время испытательного срока.

Учтите цели компании: если фирма планирует масштабироваться, условия работы могут меняться, это стресс для людей, которые привыкли к стабильности.

Подумайте об особенностях корпоративной культуры: если коллеги любят играть в настолки по вечерам или вместе ходить в спорт-бар, совместный досуг может стать проблемой для интровертов.

Изучите особенности кадровой политики и управления: если в компании принято публично презентовать свой вклад в проекты, на это согласится не каждый соискатель.

Учтите особенности коммуникации для должности: продумайте, с кем будет общаться сотрудник — с клиентами и партнерами, или только с руководством и коллегами. Возможно на этом этапе вы поймете, что нужен не один работник, а несколько. Сложно найти человека, который одинаково успешно общается и с мэром, и с начальником отдела маркетинга, и с дворником.

Оцените риски: чем рискуете, нанимая кого-то на эту должность. В ответах могут быть коррупция, шпионаж, слив информации, текучка кадров.

В моей практике, например, был риск в виде замалчивания ошибок и проблем — искали менеджера, который бы не боялся давать руководителю честную обратную связь.

Часто заказчик противоречиво описывает личные качества кандидатов

Например, когда мы подбирали проектного менеджера для строительной компании, заказчик указал: инициативность и процедурность, дружелюбность и контроль, последовательность и гибкость, амбициозность и командность, многозадачность и системность.

Многие из этих качеств трудно сочетаются между собой. Конечно, такие сотрудники существуют, но они претендуют минимум на должность руководителя управления проектов, либо согласятся на менеджера, наберутся опыта и уйдут. Причем, так и случилось с предыдущим сотрудником фирмы: он эффективно проработал 9 месяцев и оставил проект.

Этап 2. Подготовьте психологический профиль должности

Он состоит из нескольких портретов идеального кандидата, с указанием преимуществ и недостатков каждого, а также рисков для компании.

Пример

Мы предложили два портрета идеального кандидата на должность проектного менеджера

Первый сотрудник «властник» — уверенный, стабильный, организованный, последовательный, прагматичный, хозяйственный, дисциплинированный, контролирующий, умеет управлять и подчиняться, но он плохо справляется с многозадачностью и сложно адаптируется к изменениям.

Второй сотрудник «коммуникатор» — харизматичный, гибкий, коммуникативный, стрессоустойчивый, хорошо адаптируется к изменениям, но ему свойственны нонконформизм, проблемы с планированием, усидчивостью, документооборотом и моральными принципами.

Этап 3. Предложите заказчику расставить приоритеты в портретах

Обсудите, какого человека работодатель примет в первую очередь, а какого — если на рынке не будет кандидатов, подходящих под основной портрет.

Наш заказчик выбрал портрет «властника», то есть системность, последовательность, умение управлять и подчиняться «победили» гибкость и коммуникативность.

Этап 4. Определите, где и как будете искать кандидатов

Например, «властника» стоит искать на «статусных» кадровых ресурсах, профессиональных конференциях, в бизнес-сообществах, на профильных обучениях. Зато «коммуникатор» обычно получает работу через обширные знакомства, и может отреагировать на вакансию даже на столбе, если она его зацепит.

Этап 5. Составьте вакансию под психологический профиль

Вы уже знаете потребности и стратегии нужных вам соискателей, а потому пора составить текст вакансии, который их заинтересует.

Пример для «властника»

«открыта вакансия Руководителя проекта в крупнейшей строительной компании бизнес-сегмента:

Место работы:

Обязанности: _______________

Зарплата: _______________

Соц.гарантии: ___________________

Испытательный срок: ______________________

Требования: (образование, опыт, компетенции)»

Пример для «коммуникатора»

«Если ты харизматичный, активный, инициативный профессионал, то в самой динамично развивающейся компании региона тебя ждет высокооплачиваемая должность проектного менеджера. Помимо хорошей оплаты получишь: работу в крутой компании, возможность постоянно развиваться и общаться с интересными людьми, классную команду, регулярные мероприятия и абонемент на фитнес».

Этап 6. Изучите соцсети кандидатов и пригласите их на интервью

Оцените резюме и найдите соцсети кандидатов: по заполнению профиля, контенту и даже «лайкам» можно понять, что за человек перед вами. Таким образом, к моменту интервью сформируется несколько гипотез о  личности соискателя, останется только проверить.

Поэтому основная задача собеседования — расположить к себе кандидата, дать ощущение безопасности, чтобы человек мог полностью раскрыться, а мы подтвердить или опровергнуть свои предположения. Я обычно сразу говорю, что мы здесь не для допроса с пристрастием, а просто хотим познакомиться, пообщаться, понять, что нужно для комфортной и эффективной работы. Также обозначаю временные рамки — 15–20 минут. Интервью — это стресс и гораздо легче войти в него с пониманием, что надо потерпеть всего лишь 15 минут.

Конечно, в этот срок укладываемся, только если я понимаю, что кандидат не подходит. В остальных случаях через 15 минут кандидат расслабляется и не следит за временем. Советую заранее подготовить вопросы, которые помогут проверить ваши гипотезы, желательно, чтобы эти вопросы не касались работы напрямую.

Примеры

«Вы пишете списки дел на день/неделю/месяц? А в отпуске?»

«Давно были в отпуске? Кто в вашей семье занимается организацией поездок? А кто идейный вдохновитель? Бывало, что ваши планы на отпуск рушились? Как это на вас отразилось/сильно расстроились?»

Такое собеседование больше напоминает разговор двух коллег за обедом, потому что в основном мы обсуждаем интересы, увлечения, случаи из жизни.

По моему опыту, 9 из 10 кандидатов, подобранных с помощью психологического профилирования, оправдали ожидания работодателя, успешно адаптировались и эффективно работают.

Конечно, такой подход подходит не для всех категорий сотрудников. Но для ключевых должностей, расходы на профиль и подбор кандидата всегда окупаются!