Стоит ли управлять бизнесом вместе с партнером? Или лучше нанять стороннего управленца? О плюсах и минусах каждой модели рассказал Артем Шашков, предприниматель и основатель сети пиццерий «АМБА пицца».
Модель 1. Оба партнера управляют бизнесом
Эта модель популярна среди молодых компаний. С одной стороны, она помогает экономить — не нужно нанимать управляющих, ведь оба партнера вовлечены в ежедневные процессы и отлично знают, что происходит в бизнесе.
С другой стороны, партнеры могут конфликтовать из-за решений, а это негативно влияет на процессы и может привести к недопониманию, как со стороны персонала, так и со стороны самих партнеров.
Как сгладить острые углы? Важно четко разделить роли между основателями и проговорить все острые моменты. Каждый партнер должен получать оплату за свою часть работы, и речь не о дивидендах от деятельности бизнеса, а о зарплате за выполнение должностных обязанностей.
Помню случай, когда два сооснователя стартапа постоянно спорили о том, как развивать продукт. Из-за этого процессы затягивались, и команда начала терять мотивацию. В итоге ребята решили назначить одного из партнеров главным руководителем, а другой взял на себя функции операционного менеджера. Это улучшило ситуацию: основатели разделили ответственность, и команда сфокусировалась на росте прибыли.
Модель 2. Один партнер управляет бизнесом, а второй — нет
В этой модели конфликты между партнерами могут возникнуть из-за недоверия: у второго сооснователя нет достаточно информации, как работает и развивается бизнес, как сотрудники решают операционные задачи.
Модель будет жизнеспособной, если у каждого из партнеров есть несколько бизнесов, партнеры занимаются своими направлениями самостоятельно, и встречаются только на общих собраниях, когда принимают стратегические решения.
Модель 3. Оба партнера не занимаются операционным управлением
Я считаю, что такой подход разумен для бизнеса с большой выручкой и автоматизированными процессами. Поскольку подход создает хорошие условия для масштабирования бизнеса.
Когда партнеры не вмешиваются в повседневные вопросы, риск разногласий меньше, а значит компания может сосредоточиться на развитии бизнеса. К тому же, грамотные управленцы, способные быстро реагировать на изменения, минимизируют риски и эффективно используют ресурсы.
Советы для эффективного партнерства
Храните важные документы, например, расписки, соглашения и договоры у себя дома, чтобы защититься в случае разногласий с партнером. Этот совет на основе моего горького опыта — я хранил рабочие расписки в офисе, откуда их похитил недобросовестный партнер. А позже взыскал с меня через суд деньги, как будто я не исполнил обязательства.
Общайтесь с партнерами, а лучше всего — дружите семьями. Так проще наладить эмоциональный контакт и справляться с конфликтами. Разделите основные активы между партнерами, так будет проще договориться в случае конфликта. Например, материальные (оборудование) запишите на одного учредителя, а нематериальные (товарные знаки, патенты) — на другого. Если что-то пойдет не так, придется либо договариваться, либо прекращать бизнес.
Если хотите стать партнером действующей организации, внимательно изучите ее устав перед тем, как подписывать документы. Из устава вы узнаете, как действовать в случае конфликта интересов собственников бизнеса. Когда-то я был участником ООО, где по уставу все решения принимали только единогласно. Поэтому, если директора что-то не устраивало, он голосовал против. Денег с этой ООО я ни разу не получил, а директор спокойно управлял компанией на свое усмотрение.
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы