Ведущий HR Зарплаты.ру Елена Спасенко рассказала, как при помощи наставничества обучать и нанимать больше релевантных запросам компании сотрудников.
У нас 16 крупных направлений продаж, где периодически открываем вакансии. Перед трудоустройством кандидаты проходят стажировку 3-5 дней, у которой две главные цели: кандидат пробует себя на новой должности, оценивает работодателя, а мы оцениваем его навыки. Главная задача — понять, подходим ли мы с кандидатом друг другу.
В процессе стажировки за каждым новичком закрепляем наставника, который его обучает и поддерживает, сокращает срок адаптации в новой должности и помогает развиваться в процессе работы. К сожалению, не все новички остаются работать: кому-то отказываем мы, кто-то уходит сам. Конечно, мы стремимся сократить процент самоотказов.
Провели опрос среди ушедших стажеров и выявили ряд причин, по которым специалисты не остались в компании, и которые можно исправить с помощью наставников.
Как внедряли наставничество: девять главных этапов
- Выбрали сотрудников, которые потенциально могли бы стать сертифицированными наставниками в компании. Также в этот список включили действующих наставников, и тех, кто хотел бы попробовать себя в этой роли.
- Пересмотрели программу стажировки: унифицировали ее для всех команд и обновили методические материалы.
- Решили, какие компетенции нужны наставникам, как мы будем их оценивать.
- Создали внутреннее обучение для наставников.
- Составили графики обучения. Перед обучением провели оценку всех претендентов на наставников. Направили на обучение тех, кто прошел отбор.
- Оценили заявившихся сотрудников по модели компетенций. Дали каждому обратную связь в виде отчета и личной беседы.
- Разработали и провели курс по наставничеству для выбранных сотрудников. Это два потока по четыре онлайн-занятия, каждое из которых длится три часа с практическими домашними заданиями.
- Разработали модель оценки для сертификации.
- Провели сертификацию — это комплексная процедура оценки, цель которой подтвердить знания и умения после курса, а также проявить достаточную степень гибких навыков. Если по какой-то причине сотрудник не проходит сертификацию, даем ему больше времени на подготовку и предлагаем получить сертификат в следующем потоке.
Какие компетенции важны для роли наставника в Зарплате.ру
Soft (гибкие навыки по личностным качествам специалиста):
🔹блок результативности: проявлять активность, уметь оценивать результаты, ставить цели, брать ответственность, объективно и спокойно относиться к ошибкам в работе, адаптироваться в меняющихся условиях
🔹блок коммуникаций: проявлять коммуникабельность, эмпатию, рефлексировать, корректно выстраивать отношения с коллегами и клиентами
🔹мыслить позитивно
🔹мотивация себя на развитие в наставничестве
Hard (жесткие — профессиональные навыки):
🔸проявлять экспертность
🔸обучать взрослых, передавать свои знания
🔸грамотно ставить задачи стажерам
🔸контролировать и давать обратную связь
🔸проводить установочные встречи
🔸мотивировать стажера
🔸знать программы и процедуры стажировки в Зарплате.ру.
Скрытые трудности при внедрении системы наставничества
- На курс записалось больше сотрудников, чем мы ожидали
На каждого кандидата отводили по 1,5 часа. В итоге потратили больше времени на оценку навыков, чем рассчитывали. Решили, что в будущих потоках ограничим количество мест. - Допустили на курс сотрудников с низкой мотивацией к наставничеству и низкими коммуникативными навыками. В процессе курса увидели, что некоторые коллеги отстают. Не делают домашние задания, воспринимают занятия как формальность, занимают роль наблюдателей. Решили ввести ограничения: если видим у сотрудника низкие оценки в мотивации и коммуникациях, даем ему соответствующую обратную связь и помогаем развить эти навыки, а уже потом допускаем до обучения наставничеству.
Результаты
После курсов конверсия из стажировки в трудоустройство выросла на 10%: с 36% в январе-феврале 2023 года до 46% в марте-апреле.
Действия наставников для перечисленных изменений:
— начали предоставлять более полную и качественную обратную связь стажерам, которые в свою очередь стали лучше замечать свои успехи и прогресс, продолжать трудиться с усиленным энтузиазмом
— научились находить точки сопротивления стажеров, разбираться с их причинами, правильно мотивировать на работу в компании
— стали чаще применять инструментарий, чтобы правильно доносить информацию стажерам, а те смогли применять ее на практике быстрее и проще
Курс наставничества уже прошли 23 человека. Прошли обучение от начала до конца (показатель COR) 87% участников. Это отличный результат. Например, курсы, за которые ученики платят сами, обычно слушают до конца 45% аудитории. А открытые дистанционные курсы — 3-13%. Показатель уровня лояльности слушателей к курсу и готовности посоветовать обучение другим людям (NPS) составил 9,5 из 10 баллов.
Подробнее об универсальных инструментах адаптации Елена Спасенко расскажет 25 мая на Зарплата.Fest в Челябинске. Присоединяйтесь!
А как в вашей компании устроена система наставничества?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы