Профессия стюардессы окутана стереотипами: красиво и романтично, опасно и престижно. Мы поговорили об этом с бывшей бортпроводницей Юлией Петрушковой.
Как становятся стюардессами
Мои «поиски себя» начались на пятом курсе университета. Получила диплом по направлению «PR и маркетинг» и поняла, что эта профессии не манит. Начала искать работу мечты. Переехала из Саратова в Москву и пошла на курсы бортпроводников.
— В гражданской авиации есть два варианта обучения: за свой счёт, это примерно 60 тысяч рублей, или по внутренней программе авиакомпании, в среднем 200 тысяч рублей при контракте на 5 лет.
В первом случае получаете от учебного центра полный пакет документов и свидетельство, обучение длится 44 учебных дня. Высшее образование не требуется. В России такие программы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Ростове-На-Дону, Уфе. Работу нужно будет искать самостоятельно.
Для второго варианта нужно следить, ведут ли набор авиакомпании. Заполняете резюме, проходите конкурсный отбор, ВЛЭК (врачебно-лётную комиссию) и приступаете к обучению. После успешной сдачи зачётов и экзаменов вам выдают свидетельство бортпроводника, заключают с вами договор.
— В договоре прописывают сумму, которую вы должны будете выплатить компании, если не отработаете нужное количество времени. Многие авиакомпании вычитают эту сумму из зарплаты бортпроводника поэтапно. Отличный вариант, если планируете работать в одной авиакомпании долго и не сомневаетесь в выборе профессии.
Как изменилась ситуация после февраля
Большинство крупных авиакомпаний приостановили первоначальное обучение и приём бортпроводников. Не стоит отчаиваться — продолжается набор в резерв — кандидата позовут на собеседование при необходимости.
— Есть и другой вариант. Люди с отличным знанием английского языка могут работать за пределами России, например, в авиакомпаниях Emirates или Qatar.
Карьера стюардессы
Свой первый стажёрский рейс помню до сих пор. Это было 1 сентября 2010 года, летели на Корфу, в Керкиру (греческий остров). Тогда требовалось отлетать 30-40 часов с инструктором для допуска к полётам.
— Очень волновалась. Нужно было обслуживать пассажиров и отвечать инструктору по теории на разные ситуации. Например, рассказывать алгоритмы, как тушить пожар, действовать при аварийной посадке, оказывать первую помощь. Вопросы могли быть и на английском языке — без него работать не получится.
Карьера моя начиналась в эконом-классе Boeing 737. Это были короткие разворотные рейсы по России, в Европу и Казахстан. Далее меня обучили на широкофюзеляжный дальнемагистральный Boeing 767, 777 и 747. Тут уже география полётов расширилась, я быстро набирала опыт.
Через год прошла собеседование и стала работать в бизнес-классе. Ещё через два доросла до старшего бортпроводника. А потом освоила следующую ступень — проводник-инструктор. Я уже сама могла обучать стажёров, давать допуски к полётам, вести лётную книжку.
— Карьерно расти бортпроводник может сразу по двум направлениям — по квалификации (разряду) и по классам обслуживания (эконом, бизнес).
Зарплаты бортпроводников
Сложный вопрос, очень много переменных.
Во-первых, уточню, говорить буду о гражданской авиации.
Во-вторых, зарплата складывается из нескольких частей: полётные часы + надбавки и доплаты. Всё индивидуально. Полётный час может стоить и 400 рублей, и 1 500 — зависит от условий конкретной авиакомпании, класса обслуживания.
Надбавки и доплаты бывают разными — например, за руководство экипажем (для старшего бортпроводника), за уровень квалификации (разряд).
— Опытный старший бортпроводник сейчас может получать и 100 000, и 120 000 рублей — смотря сколько он «налетает». Есть лимит: не более 90 лётных часов в месяц. ⠀⠀
Арбузы, бобики, паксы и умки
У бортпроводников свой сленг, некоторые обозначения легко разгадать, например:
- Арбуз — Airbus
- Бобик — Боинг
- Три топора — Боинг 777
- Разворотка — рейс туда-обратно
- Брифинг — предполётный инструктаж и проверка готовности экипажа
Есть и слова, которые понятны только людям из авиации. Сейчас скажу какую-нибудь фразу😉
— Сегодня летим почти фулом, у нас 360 паксов, из них 3 умки. БАСО проверяем внимательно. Касалетки, куколки не сдаём.
Переведу: «Сегодня летим с почти полной загрузкой, у нас 360 пассажиров, из них трое — дети без сопровождения. Бортовое аварийно-спасательное оборудование проверяем внимательно. Контейнеры для горячих блюд и столовые приборы в салфетках не сдаём».
Кстати, «умка» — это не про медвежонка из старого мультика, а всего лишь UM, unaccompanied minor (несопровождаемый ребёнок) 🙂 ⠀⠀
Совет молодым специалистам
Ребятам, которые мечтают о карьере бортпроводника, рекомендую сначала получить базовое образование, а потом идти летать. Или делать это параллельно — ведь работать бортпроводником всю жизнь — очень сложно из-за больших нагрузок на организм.
Кстати, наша героиня Юлия ведёт уютный и полезный канал про самолёты и людей, не забудьте подписаться 🙂
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы