Обязан ли сотрудник называть ФИО по требованию клиента
Ваше право на конфиденциальность персональных данных заканчивается там, где для компании в приоритете защита интересов клиента. В статье юристы объясняют, что будет, если принципиально откажетесь представляться, могут ли коллеги «выдать» вас настойчивому клиенту.
Приглашенные эксперты:
- Оксана Васильева, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ
- Денис Аулов, представитель юридического бюро «Лабазнов и Партнеры»
Матчасть
В России нет специального закона, который прямо обязывает сотрудников раскрывать свои фамилию, имя и отчество, другую личную информацию по требованию клиента. Зато есть закон о конфиденциальности персональных данных, где четко написано, что к таковым относятся ФИО, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы.
Условия «открытости» перечисленных данных работник и работодатель определяют исключительно между собой — в трудовом договоре или локальном нормативном акте, внутренних документах компании.
Для некоторых профессиональных сфер действуют общепринятая практика и юридические предписания.
Например, банковские сотрудники обязаны устанавливать личность клиента и предоставлять информацию о себе по первому требованию. Это обосновано Федеральным законом. В сфере обслуживания и торговли действуют правила, по которым сотрудник обязан представиться, это следует из принципов защиты прав потребителей, — поясняет Оксана Васильева.
Некоторые профессии предполагают общедоступность персональных данных работника при определенных условиях — например, продавец-консультант, оператор колл-центра, администратор гостиницы, официант в ресторане. В этих случаях сотрудник выступает представителем организации, а не частным лицом, — дополняет Денис Аулов.
При этом в законе «О защите прав потребителей» нет уточнения, что сотрудник обязан называть свою фамилию. Работник ведь общается с клиентом от лица компании — значит, все запросы и претензии нужно отправлять на имя руководителя организации. В любом случае, этот пункт необходимо зафиксировать во внутренних документах фирмы. Без письменного согласия сотрудника работодатель не вправе заставлять его называть ФИО третьим лицам.
Человек N
Интересы компаний в том, что их сотрудник не скрывает перед клиентом свои имя и фамилию, понятны — хотят быть максимально прозрачными, демонстрируют уровень сервиса, упрощают цепочку обратной связи. А вот для работника все не так однозначно.
У любого человека могут быть личные причины не представляться незнакомцам, скрывать свою фамилию. Может, чья-то ревнивая жена разыскивает вас с целью расцарапать лицо. Или неадекватный клиент ведет себя агрессивно, угрожает расправой после работы.
Если откажетесь назваться, работодатель вправе применить к вам санкции:
- Дисциплинарные меры — выговор или штраф.
- Утрата доверия — закроют путь по карьерной лестнице.
- Увольнение по несоответствию требованиям работодателя и за нарушение трудовой дисциплины.
Имя подчиненного или коллеги
Настойчивый клиент может обратиться к руководству, чтобы получить данные о сотруднике. Далее все зависит от позиции работодателя — сочтет ли требование клиента обоснованным.
Руководство компании должно учитывать, что распространение третьим лицам персональных данных сотрудников небезопасно, — дополняет Денис Аулов.
Другой вариант — клиент обратится к коллегам скрытного работника. Эксперты предупреждают: если незнакомец упорно просит назвать имя вашего коллеги, хорошенько подумайте.
Имеете право не раскрывать информацию, если:
- Политика компании запрещает предоставление данных клиентам или третьим лицам без согласия сотрудника.
- Опасаетесь, что у коллеги возникнут проблемы на работе, либо его данные утекут к мошенникам.
Ставьте 👍, если считаете, что никто не имеет права заставлять вас раскрывать личную информацию против воли.