Выгорание лидера: что делать подчиненным?

Опытные управленцы обсудили за «круглым столом» щекотливую тему — эмоциональное выгорание руководителей: как влияет на коллектив, могут ли сотрудники исправить ситуацию, чего делать точно не надо, а что можно попробовать, но аккуратно.

Признаки выгорания руководителя

«Перегоревший» начальник — большая неприятность для всех, буквально стоп-кран. Проблема сказывается на людях почти сразу: процессы замедляются, запутываются, снижается вовлеченность, растет токсичность. Сотрудники чувствуют — что-то идет не так, но никто не озвучивает причину. Возникает тревога, ощущение неопределенности, иногда — ответное выгорание уже у команды.

Первый эксперт открывает дискуссию наглядной иллюстрацией:

У бизнес-тренера Владимира Тарасова есть очень характерная история. В зоопарк завезли горных козлов, запустили их в вольер. И они сразу стали там хаотически, сумасшедше метаться. Никто не знал, что с этим делать — до тех пор, пока не пришел знающий человек и не устроил для главного козла специальное возвышенное место. Вожак забрался туда, стал виден всему стаду — и козлы сразу же успокоились. 
Quote: "Константин Митин" Управляющий партнер «ИТ-координата»

Эксперт подчеркивает, что ни в коем случае не сравнивает людей с козлами, но базовые принципы поведения в животном мире и в человеческом порой удивительно схожи. Если сотрудники видят, что ими управляет уверенный в себе, компетентный руководитель, полный сил и мотивации — они успокаиваются, начинают работать продуктивно, с огоньком. Если лидер растерял ресурс — подчиненные фрустрируют.

Типичные признаки эмоционально выгоревшего управленца:

  • дистанцируется, уходит в себя
  • медленно принимает решения
  • беспричинно агрессирует, срывает внутренний негатив на подчиненных
  • апатичен к успехам и неудачам
  • прокрастинирует, не решает насущные рабочие вопросы

Ситуация рискованная еще и в том плане, что сотрудники против воли попадают в созависимые отношения с руководством, — акцентирует Татьяна Федорова, владелец компании «ИКЦ Арина», частного центра занятости «ДФ «ИНЖИНИРИНГ» и компании по подготовке специалистов «Академия спец». Тормозятся не только рабочие процессы в отделе, но и профессиональное развитие каждого человека в команде.

Как быть сотрудникам

Участники круглого стола сходятся во мнении, что главное — не брать на себя лишнее, не скатываться в гиперответственность и не воспринимать близко к сердцу крики или безразличие босса.

Вы не должны компенсировать бездействие руководителя. Кроме того, некоторые вопросы на уровне подчиненного вообще не решить. 
Quote: "Илья Глазырин" Бизнес-тренер, собственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»

Если задачи зависают, процессы спутываются в клубок — фиксируйте это письменно, например, по почте или в корпоративном чате. Во-первых, получите защиту в ситуациях, когда дело застопорилось будто бы на вас. Четкий аргумент: писал начальнику, а он не отвечал, решение было вне моих компетенций. Во-вторых, накапливаете «банк проблем» — материальную базу, которая доказывает, что пора как-то исправлять ситуацию.

Если руководитель стал равнодушным или апатичным — это не про вас как сотрудника. Это его история, не ваша вина и не ваша задача его «чинить», — поддерживает коллегу Вера Обносова, сооснователь и CEO консалтинг бутика Growthnomica, бизнес-психолог и коуч.

Мой совет — объединяйтесь внутри команды. Поддержка, диалог, внутренняя инициатива — все это помогает не развалиться и продолжать двигаться, пусть даже не такими быстрыми шагами. Когда сверху нет ясности, важно создавать ее самим: договариваться по задачам, формулировать цели, фиксировать сроки.
Quote: "Вера Обносова" Сооснователь и CEO консалтинг бутика Growthnomica, бизнес-психолог и коуч

Чтобы не отвечать за все сразу, определите свои ключевые направления, договоритесь с коллегами о том, кто возьмет на себя больше полномочий, обозначьте четкую коммуникацию между собой и оформите все это в конкретный план действий. Если начальник отстранился, лучше минимизировать лишние коммуникации: быть конкретными, предлагать готовые решения, а не создавать дополнительную нагрузку.

Наталья Бачило — директор по управлению персоналом АО «РЖД Логистика» — считает, что история с выгоревшим руководителем может стать для некоторых подчиненных трамплином к расширению компетенций.

Рассматривайте кризис руководителя как точку роста для сотрудников — возможность проявить инициативу, взять на себя новые задачи, развить лидерские качества. Это не только поможет команде, но и даст людям шанс раскрыться, простимулирует продвижение в карьере.

Самая скверная тактика — делать вид, что все нормально. Даже негласное признание: «мы в турбулентности, давайте поддерживать друг друга» уже создает опору и восстанавливает управляемость, — подчеркивают эксперты.

Иногда команды просто ждут, что начальник «придет в себя», но пассивное ожидание — это не стратегия. Если внутри есть зрелые сотрудники, стоит распределить ответственность за ключевые процессы. Это не про «спасение», а про осознанное лидерство снизу.
Quote: "Мария Орловская" Основатель и управляющий партнер TeamSonance

Подытожим рекомендации для сотрудников:

  • фиксировать договоренности
  • напоминать про приоритеты
  • сохранять здравый фокус и рабочий ритм
  • распределять временные зоны ответственности между коллегами
  • не обижаться на выгоревшего руководителя — у него случился системный сбой, отнеситесь с пониманием

Тонкий момент — выходить ли на открытый разговор?

Подошли к самой острой части дискуссии — стоит ли предлагать начальнику помощь, вызывать на разговор, озвучивать проблему. Илья Глазырин считает, что в некоторых случаях имеет смысл аккуратно указать на стоп-факторы и сразу же предложить решение, например: «Я заметил, что у нас есть нерешенные вопросы, которые тормозят работу. Можно мне взять на себя часть задач или помочь с организацией процессов?»

Только помните, что все люди разные, — предупреждает эксперт. Некоторые руководители не переносят от подчиненных предложений о помощи — это их злит. Начальник находится в состоянии выгорания, депрессии, и любой намек на то, что он не справляется, может вызвать защитную реакцию, порой резко негативную. 

Татьяна Федорова предлагает инициировать мягкий диалог с боссом.

Разговор должен нести бережный посыл: «Мы заметили, что вы устаете. Мы благодарны, что вы столько времени брали на себя самые трудные задачи. Теперь готовы вас подстраховать. Чем мы можем помочь?»
Quote: "Татьяна Федорова" Владелец компании «ИКЦ Арина», частного центра занятости «ДФ «ИНЖИНИРИНГ» и компании по подготовке специалистов «Академия спец»

Вера Обносова акцентирует, что разговор нужно выстраивать очень деликатно и ненавязчиво, без претензий и упреков. Иногда честная, спокойная фраза вроде «кажется, вам сейчас непросто» может стать тем самым сигналом, который руководитель наконец услышит.

И не нужно быть «спасателями». Предлагать человеку помощь без его открытого запроса — это ловушка. Уважительно намекнуть, подсветить — да. Влезать в роль коуча или психолога — нет.
Quote: "Вера Обносова" Сооснователь и CEO консалтинг бутика Growthnomica, бизнес-психолог и коуч

Найти работу

Свежие предложения на Зарплате.ру

Проверить вакансии

Если в ответ получите непонимание и агрессию, переходите на другой уровень — обратитесь к HR-отделу или вышестоящему топ-менеджеру. Возможно, вашему шефу предложат коучинг, терапию или отпуск. Снизят нагрузку или наймут личного ассистента. Со стороны сотрудников это не донос, а забота о своем руководителе, — поясняет Федорова. Ведь они чаще всего выгорают молча, им — таким сильным и компетентным — неловко просить о помощи. Но в жизни бывает всякое. И проявление эмпатии, командной солидарности, поддержки по достоинству оценят после того, как вы выйдете из проблемной истории.

Константин Митин считает, что уже само обращение с предложением помощи дает руководителю сигнал: его состояние заметно. Если он профессионал, то сразу же поймет, что его выгорание вредит коллективу. А еще — что у него в команде есть люди, которые искренне хотят помочь, а не просто опасаются, что их разгонят или не выплатят зарплату.  

«Когда руководитель “падает»”, вместе с ним часто теряет ориентиры вся команда. Но если внутри есть точки устойчивости, здоровые отношения и способность говорить честно — ситуация может стать бесценным уроком и сделает всех сильнее», — резюмирует Мария Орловская.

Хотите участвовать в экспертных разборах для рубрики «круглый стол» пишите по форме обратной связи, мы пригласим вас, как только появится актуальная тема