Подкасты как инструмент найма. Мнения эйчаров
Обсуждаем эксперимент канадских коллег — аудиоформат в вакансиях. Сработает ли в российских реалиях, плюсы и минусы, стоит ли попробовать. Читайте мнения экспертов и ставьте реакцию.
Кто и зачем это придумал
В одном из городов Канады власти устали от проблемы нерелевантных откликов. Вакансии «висели» месяцами, а у HR-отдела были связаны руки — из-за требований профсоюзов нельзя было менять формулировки и отступать от шаблона в описании. Тогда рекрутинговая команда устроила эксперимент — стала добавлять к вакансиям короткие аудиодорожки, подкасты от нанимающих менеджеров. За пару минут соискатель получал представление, кого ищут на вакантное место, что предстоит делать, какие перспективы и условия.
Идея себя оправдала — кандидаты охотно слушали ролики, релевантных откликов стало заметно больше, вакансии закрывались быстрее. В русских профильных блогах писали о канадском эксперименте, но на практике его массово никто не тестировал. Мы попросили HR-специалистов из разных компаний ответить на два вопроса:
- Считаете ли аудиоформат перспективным для рекрутинга в своей сфере?
- Какие плюсы и минусы видите подкастах для соискателей?
Ольга Светличная, HRD в IT Smart Finance
Уверена, любой инструмент надо тестировать, делать замеры, проверять гипотезы и дорабатывать. Идея с подкастами звучит круто, когда это «сферический конь в вакууме», но на практике у меня сразу возникнет три опасения.
- А точно ли нанимающий менеджер или непосредственный руководитель классно расскажет о вакансии? Вдруг сделает только хуже, напугает или демотивирует кандидатов?
- Мы не знаем мотивации каждого конкретного соискателя. Может, кому-то важны совсем не те критерии, которые подсветим в аудио?
- В нашей IT-сфере сейчас идет охота за ценными кадрами, это «холодный» поиск и привлечение — сами выходим на кандидатов. Многие специалисты в пассивном поиске, они не смотрят вакансии и не станут слушать подкасты.
В то же время вижу у инструмента мощные плюсы:
- Рай для аудиалов и всех, кто скроллит вакансии с мобильного, не вчитываясь в детали. Остается сделать ролики качественными и информативными.
- Новые возможности усилить предложение и выделиться среди конкурентов.
- Презентация намерений работодателя — руководитель нашел время, удобно и доступно оформил вакансию.
Я бы попробовала аудиоформат — идея интересная, но внутренний голос подсказывает, что в наших реалиях многовато рисков.
Мария Цаберт, ведущий менеджер по подбору персонала Зарплаты.ру
Лично для меня подкасты — неудачная форма подачи информации. Я чистокровный визуал, даже аудиокниги слушать не могу, не воспринимаю. Само собой, все люди разные, кому-то, наоборот, удобнее на ходу послушать про вакансию и не отвлекаться на чтение описания.
Смотрю на своего ребенка — он относится уже к поколению Альфа, представителям которого важно визуализировать, подкреплять текст или звук картинкой, видео. Думаю, чистое аудио «зайдет» у небольшой доли соискателей.
Еще очень важно, каким по формату будет подкаст. Живой диалог с руководителем? Сухой монолог с информацией про требования и условия? Каким будет голос — постоянный ведущий или каждый раз разные люди? Но при этом альтернативный канал, чтобы привлекать специалистов, — дело хорошее, если подходить системно.
Лера Реутова, руководитель HR-агентства <hr.me>
Думаю, подкасты и аудиоформат в целом — очень перспективная история. Не для всех сфер, конечно. Но, например, для менеджеров по продажам, персональных ассистентов, джун-позиций в ИТ это стало бы отличным инструментом. У нас многие компании-клиенты вовсю осваивают новые форматы общения с аудиторией — видео, аудио. Мы и сами применяем эти каналы, видим в них потенциал.
Главный плюс подкастов в рекрутинге — «очеловечивание» вакансии. Ты можешь выбрать интонацию, добавить эмоций, индивидуальный подход. Выделяешься среди конкурентов, запоминаешься, а заодно косвенно показываешь соискателю принятый в компании tone of voice, атмосферу, корпоративную культуру.
Длинные тексты сейчас никто не читает, слишком подробные описания «пролетают» мимо кандидатов. А голосом можно донести то же количество информации в удобной форме, доверительным тоном. Например, всем надоевшее «развитые коммуникативные навыки» можно классно раскрыть в подкасте — «Слушайте, нам очень нужен человек, который только начинает путь в продажах, но умеет договариваться с людьми и вызывает доверие.
Но все это может обернуться и огромным минусом. К аудиоформату следует подходить без формализма, с душой. Например, если работодатель полчаса будет пафосно вещать, какая крутая у них компания, каким идеальным нужно быть, чтобы попасть в команду, только оттолкнете релевантных кандидатов.
Других минусов у инструмента не вижу, суперская идея, охотно попробовала бы в работе.
Саша Толопа, HRD компании «Финтабло»
Когда за HR-брендом стоят личности, вакансии вызывают больше доверия. Через подкасты за шаблонными блоками «обязанности», «требования», «условия» кандидаты могли бы услышать живые голоса — реальных людей, с которыми предстоит работать. Многие компании давно и успешно используют видеопрезентации вакансий, подкасты же пока остаются инструментом косвенного привлечения. Но почему бы более прицельно не протестировать их в рекрутинге?
Что мне нравится в этой идее:
- В канадском эксперименте пробовали формат интервью — это интересный ход. Так можно освещать вопросы, которые волнуют кандидатов, показывать открытость работодателя к диалогу
- Записать аудио просто и быстро, нет долгого монтажа, как с видео
- Меньше стресса для ведущего, по сравнению с видеопрезентацией
Из минусов:
- Пока не очень понимаю, на каких ресурсах использовать аудиоформат. Классические сайты вакансий для этого не подходят. Может быть, это история для карьерных лендингов, соцсетей, мессенджеров.
- Сейчас укрепился негативный тренд на аудио в мессенджерах, «голосовушки» в бизнесе люди воспринимают как дурной тон.
- Звучание должно быть на высоте: дикция, интонация, грамотная речь, лаконичность изложения и харизма голоса. Не всем это дано. Возможно, для записи успешного подкаста потребуется много дублей.
Я не против потестить аудиоформат — но надо оценить практическую пользу, влияние на конверсию найма. Как вариант, использовать подход growth hacking — в короткой перспективе изучить несколько гипотез и вариантов формата подкастов.
Как вам идея? Ставьте реакцию под статьей.