Рассказываем о побочных эффектах работы на руководящих должностях. Какие изменения в сознании управленца «переезжают» в его обычную жизнь, чем вредна профдеформация?
Игнор чужого мнения
Долгие годы на руководящей должности незаметно приучают человека к тому, что его мнение — единственно верное. Самокритика исчезает, окружающие кажутся глупее и наивнее, чем действительно являются. Подобная позиция перетекает в быт и начинает напрягать родных и близких, а из общения с коллегами и подчинёнными уходит конструктив:
— Я работала в новостной и репортажной журналистике. Мой начальник в какой-то момент возомнил себя полубогом. Он главный, он всё знает лучше всех, он эксперт в любых вопросах, только он решит любую проблему, его слово — закон. Эта деформация негативно влияла на работу отдела. Мы напряжённо общались даже между собой. У начальника стёрлись границы профессиональной этики, пропало элементарное уважение к подчинённым, он устраивал истерики, когда его полные матерных слов наставления не воспринимали с первого раза. Работать стало невыносимо, — вспоминает Светлана из Новосибирска.
Формализм в общении
Руководители всегда живут в дефиците времени и экономии других ресурсов. Привычка к жёсткому тайм-менеджменту сказывается и в личных вопросах. В какой-то момент человек осознаёт, что просто не способен расслабиться, «отпустить» ситуацию, даже если речь о романтике:
— Андрей руководил отделом продаж в крупном автосалоне. Мы познакомились случайно, через общего друга, и парень пригласил меня на свидание. Это было худшее свидание в моей жизни! Как на собеседовании, он расспрашивал — допрашивал меня чуть ли не по бумажке. Я почти слышала, как у него в голове щёлкает: «По пункту 5.1 кандидат подходит», «Запросить дополнительные сведения», «Тестовое задание на отлично». Вышла из кафе, как со встречи с работодателем. И вот не хотелось даже результаты этого собеседования узнавать. Сразу отторжение к человеку, — рассказала Ирина из Ульяновска.
Несамостоятельность
Делегирование — очень важный навык для любого начальника. Только вот в нерабочее время директивно поручать подчинённым сложные задачи не всегда возможно. Излишнее делегирование приводит менеджера к тому, что он перестаёт справляться самостоятельно даже с будничными делами:
— У меня жена топ-менеджер в известном холдинге. За последние несколько лет она буквально разучилась делать простейшие вещи. Даже если у неё есть время, в отпуске, на выходных. Да, у нас приходящая уборщица, няня, еду заказываем обычно на дом. Но ведь не все домашние дела можно поручить кому-то. Для жены стало проблемой, например, поменять бельё на кровати. Серьёзно! Она будет стоять и смотреть на пододеяльник неподходящего размера, тыкать в него одеяло то справа, то слева. Потом ещё и разозлится, что не получается, а время идёт. А когда-то без проблем с этой задачей справлялась, — поделился Игорь из Санкт-Петербурга.
Ещё один побочный эффект профдеформации — привычка раздавать указания окружающим дома, в гостях, в публичных местах.
Эмоциональная чёрствость
Сильный руководитель привык добиваться результата любой ценой. В таких условиях эмоциональная чуткость и гибкость порой отмирают за ненадобностью.
— У меня папа всю жизнь работал управленцем. «Есть такое слово — «надо», это его любимая поговорка. И ему неважно, что задача не стоит жертв. Есть план — надо выполнять. Вот решил папа, что надо нам съездить на дачу, шашлыки пожарить. Значит, едем в любую погоду, даже если я вся в кашле и насморке, даже если у мамы голова раскалывается. Надо ехать, возражения не принимаются, — пожаловалась Елена из Москвы.
Как руководителю контролировать деформацию
Ранее мы писали в подробностях — как и почему появляется профессиональная деформация, как её предотвратить.
Если изменения стали критичными и мешают жить, пора действовать. Обратитесь к психологу. Специалисты, которые помогают наладить ментальное здоровье, часто встречают клиентов с проблемами от профдеформации.
— Руководители отвечают за команду, результат, эффективность процессов, строят прогнозы, формулируют стратегии. Чаще всего работа предполагает высокий уровень стресса, который возрастает в кризисных ситуациях. И здесь руководители начинают даже за пределами рабочего места постоянно думать о рабочих задачах, ещё больше устают. Итог профессиональное выгорание, дауншифтинг. Полезными инструментами, чтобы предупредить выгорание, могут стать колесо жизненного баланса или карта желаний, когда мы оцениваем текущую ситуацию и ставим цели не только в работе. Это помогает адекватно оценить жизненную и профессиональную стороны, гармонизировать внутреннее состояние, — менеджер Supply chain&Production, Oil&Gas рекрутинговой компании Get Experts Ирина Анисимова.
- Переключайтесь. Тренируйте гибкость мышления, эмоциональный интеллект. Меняйте рутинные задачки так, чтобы они каждый раз требовали от вас нового подхода.
- Не применяйте рабочие шаблоны в личной жизни. Конечно, привычно и удобно действовать по инструкции. Но жизнь — не бизнес-проект, в ней есть люди, которым вы дороги, непредсказуемые повороты.
- Рефлексируйте и собирайте обратную связь. Посмотрите на себя глазами родных, друзей, детей. Проанализируйте личный «портрет» и поработайте над собой.
- Позволяйте себе отдыхать. Нужно хотя бы иногда расслабляться и быть просто Женей, а не Евгением Антоновичем. Женя может рвануть на рыбалку, выпить с друзьями, посмеяться над глуповатой комедией. Работа нон-стоп не сделает вас более эффективным управленцем. Наоборот — стремительно приведёт к выгоранию.
Кстати, у нас недавно мы выпустили гайд о правильной подготовке к отпуску. Может, вам сейчас стоит планировать не приём квартального отчёта, а поездку на море? ;-)
Есть среди читателей руководители со стажем? Как боретесь с профессиональной деформацией?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы