Прокраститруд: кто такой, чем опасен и как бороться

Продолжаем цикл о когнитивных искажениях в работе. В прошлых выпусках говорили о чрезмерной зацикленности на успехе и переоценке своих возможностей. Сегодня в фокусе прокраститруд — привычка решать мелкие рутинные задачи, избегая важных и срочных.

Труд ни о чем

Прокраститруд — один из видов прокрастинации, когда человек усиленно занимается несущественными задачами, откладывая на потом приоритетные и сложные.

Лилия Абраменко — внутренний коуч Сбера, бизнес-тренер Moscow Business School, коуч международного уровня для руководителей и собственников бизнеса — приводит шесть типичных примеров такого поведения:

  • Уборка и организация рабочего места — чистим почту, наводим порядок на столе, в тумбочках, папках. Если работа на удаленке — идем мыть посуду или протирать пыль вместо того, чтобы приступить к важной задаче.
  • Сбитый приоритет — сделаем отчет, срок по которому через неделю, вместо задачи со сроком завтра. 
  • Мелкие операционные дела — обновляем ПО, проверяем документы, сортируем файлы на рабочем столе, обсуждаем в чате задачу вместо того, чтобы сесть и сделать ее.
  • Исследование и сбор информации — может показаться полезным, но если уже не несет ценности работе, то это просто избегание реальных действий.
  • Идеальная подготовка — выберем музыку, нальем кофе, выполним всю рутину, чтобы не отвлекала… а уже и вечер.
  • Встречи и обсуждения — провести еще один созвон или закончить задачу? Конечно, провести созвон.

Прокраститруд быстро становится привычкой, как и обычная прокрастинация. Создается иллюзия занятости, но прогресса в задачах нет. Эффективность работы на нуле, хотя человек, казалось бы, постоянно что-то делает. Елизавета Лаврова — психолог-консультант, генеральный директор компании «Трипитака» — поясняет, как это выглядит со стороны работодателя:

Человек, занятый прокраститрудом, топчется на месте, словно перед прыжком. У него падают производительность и скорость реакции в целом. Если говорить про карьерный рост, то человек становится практически непригодным для лидерских должностей.

Кроме очевидных проблем со срывом сроков и низкой продуктивностью, прокраститруд приносит и другие «подарки» — упущенные возможности, стопор в карьере, беспомощность и ощущение, будто вы заложник обстоятельств.

Причины

Эксперты считают, что прокраститруд — история не про лень или апатию. Анна Ковала, кризисный психолог и психотерапевт, выделяет пять самых частых причин проблемного поведения:

  1. Если в детстве вы не могли просто полежать, обязательно приходила мама и говорила: «Чего бездельничаешь? Хоть чем-нибудь полезным бы занялся! Вон, книгу почитай!», то у вас могла сложиться установка «всегда быть занятым». Потом она плавно перетекла во взрослую жизнь и отношение к работе.
  2. Страх совершить ошибку. Многие мои клиенты вспоминают, как случайно делали помарку в тетради, а мама вырывала страницу полностью и заставляла все переписывать. Одна клиентка со слезами на глазах рассказала, как сделала ошибку, когда тетрадь почти закончилась, а мама просто разорвала тетрадь пополам и заставила переписывать всю полностью. Теперь она берется в первую очередь за более легкие и менее ответственные дела, где вероятность совершить ошибку ниже. Внутренний ребенок все еще боится гнева мамы.
  3. Как ни странно, прокраститруд может быть связан со страхом успеха. Например, на работе поставили план, а вы понимаете, что если выполните его, то на следующий месяц вам поставят объем вдвое больше. Зарплата особо не изменится, задач — прибавится. Получается, незачем и напрягаться.
  4. Нарциссическая эпоха с ее «успешным успехом», сочащимся из всех соцсетей, тоже подогревает прокраститруд. Вон, мать четверых детей завтрак приготовила, йогой позанималась, спасла пару морских котиков, открыла три бизнеса и сделала генеральную уборку. И все это до 6 утра! А ты смотришь на свои окна и думаешь, что неплохо было бы их помыть.
  5. Еще прокраститруд может быть одним из признаков СДВГ, особенно если вы замечаете за собой постоянное переключение между задачами или забываете, зачем вы вообще открыли очередную вкладку на компьютере. Врачи все чаще диагностируют этот синдром у взрослых.

Инна Беркович — партнер HR-консалтинговой компании Formatta, executive-консультант, эксперт в развитии топ-руководителей и топ-команд — тоже уверена, что привычка к прокраститруду формируется воспитанием и социокультурными установками:

Вся система образования и воспитания построена на том, что надо вовремя делать то, о чем тебя просят, и достигать хороших результатов — учить уроки, приносить хорошие оценки, убираться в комнате, помогать близким. Все нужно делать быстро, но результат необходим, как правило, не тебе, а другим. При этом человека не учат распределять задачи по важности.

В итоге вырабатывается своеобразная позиция — я стою чего-то только тогда, когда занят и есть результат. Ответил на 100 писем в почте — результат, ответил на вопросы в рабочих чатах — результат, позвонил 100 клиентам — результат.

Первые звоночки

Со стороны такой сотрудник выглядит всегда очень занятым и загруженным. Он даже может жаловаться окружающим на невероятно плотный график. Лилия Абраменко перечисляет внешние признаки прокраститруда:

  • Нет прогресса по основным задачам: вы все время заняты, а ключевые проекты не продвигаются.
  • Чувствуете вину и неудовлетворенность в конце рабочего дня, потому что не смогли заняться важными задачами, хотя казалось, что весь день в трудах.
  • Охотно бросаетесь решать простые вопросы, при этом избегая потенциально проблемных и важных.
  • Низкие навыки тайм-менеджмента: не ставите приоритеты и работаете по принципу «я в потоке».

Если руководство игнорирует проблему «прокраститружеников», бизнес стагнирует и тормозится в развитии. Например, начинается необоснованное расширение штата. Люди же очень загружены, а важные вопросы не решают или решают с запозданием — значит, нужно нанять больше сотрудников.

Как победить прокраститруд

Бороться без осознанного подхода бесполезно, считает Лилия Абраменко. Для начала человек должен осознать проблему и захотеть от нее избавиться. Битва будет затяжная, и вести ее лучше системно. Эксперт предлагает несколько стратегий:

  1. Работа с бизнес-трекером — экспертом, который оценивает рабочие процессы в компании и помогает команде в короткие сроки достичь конкретных целей.

Плюсы: эффективно в краткосрочной перспективе, есть человек, который не слезет с вас, пока не выполните задачу.

Минусы: цена, хороший бизнес-трекер — дорогое удовольствие. Кроме того, после завершения работы привычные стратегии поведения могут вернуться.

  1. Услуги бизнес-коуча — эксперт выстроит новую стратегию по управлению временем и личными ресурсами.

Плюсы: идеальный вариант для быстрых и долгосрочных изменений, решения психологических и рабочих проблем.

Минусы: нужно выбирать эксперта с опытом, иначе вложение будет малоэффективным.

  1. Жесткий самоконтроль — установить четкие цели и приоритеты, планирование и графики, использовать техники тайм-менеджмента, журнал самонаблюдений и самооценки.

Плюсы: подходит людям с высокой самодисциплиной, все в ваших руках.

Минусы: можно перенапрячься и выгореть, также высок риск срывов и рецидивов.

  1. Постепенные изменения — начните с малого и плавно увеличивайте уровень сложности или длительность рабочих периодов, когда концентрируетесь на приоритетных задачах.

Плюсы: ориентируетесь на себя и свой темп.

Минусы: медленный прогресс, на трансформацию привычек могут уйти месяцы и годы.

Инна Беркович делится кейсом из практики.

За помощью обратилась крупная дистрибуционная компания. Одна из проблем – очень высокая загруженности у недавно назначенного коммерческого директора. Мы совместно провели аудит всех рабочих задач и распределили их по квадратам матрицы Эйзенхаузера. 

Распределили задачи «важно и срочно» на две группы. В одну вошли дела, которые невозможно было предвидеть. В другую — задачи, которые появляются регулярно из-за кривых и непродуманных процессов. Их мы переформулировали так, чтобы перевести в раздел «важно и не срочно», задав верную постановку и сроки решения. Так мы снизили количество горящих задач, «пожаров». Также все дела аудировали на предмет максимального делегирования подчиненным. А самое главное, в своем календаре коммерческий директор выделил время — 3 раза в неделю по часу он будет заниматься только важными стратегическими задачами.

Далее мы отслеживали, как он стартует в начале этого часа, как исключает все отвлекающие факторы — например, когда как бы невзначай открываешь почту, мессенджер. Так клиент нарабатывал навык высокой концентрации. Через 5 недель календарь комдира выглядел совершенно по-другому. Он поделился, что у него сильно снизился уровень напряжения, повысилась мотивация и вовлеченность, видит в своей работе ценность и возможности для себя и бизнеса. 

Напоследок — суровый лайфхак от Елизаветы Лавровой:

Когда я понимаю, что не хочу выполнять ту или иную работу и нахожу для этого причины — значит, именно эти дела и нужно сделать в первую очередь.

Заметили у себя признаки прокраститруда — ставьте 🔥 и применяйте на практике советы из статьи.