Что на самом деле скрывают романтизированные коллективы учителей: подковёрные козни, безумные задания от руководства в любое время суток, травля на глазах у учеников, сговоры по оценкам. Рассказываем на живых примерах, к чему следует подготовиться будущим и начинающим педагогам.
Многозадачность и ненормированный рабочий день
От современного учителя ждут не только трансляции знаний и проверки домашних заданий. К этому добавляется:
- Бумажная работа. С сентября 2022 её стало меньше, спасибо поправке к статье 47 закона «Об образовании в РФ». Но и действующий перечень украдёт у вас приличный кусок времени: рабочая программа по предмету, журнал учёта успеваемости, характеристика на каждого ученика (по запросу), план внеурочной деятельности, план воспитательной работы (для классных руководителей). Это обязательный минимум, а на самом деле отчётов будет гораздо больше — тут всё зависит от требований руководства конкретного учреждения.
- Мероприятия. В первую очередь это относится к классным руководителям — классные часы, походы в музеи, театры, на экскурсии и т. п. На практике это может коснуться любого педагога, если директор или завуч обратится к вам напрямую. В некоторых образовательных учреждениях эта «обязанность» принимает очень странные формы:
— У нас в детской школе искусств все педагоги обязаны периодически проводить мероприятия для детей на открытом воздухе. Не для учеников — для случайных детей с улицы. Это элемент «пиара» школы. После каждого мероприятия нужен фотоотчёт в соцсетях. Мы с коллегами объединяемся по двое, по трое, составляем график. Летом ходим по дворам и развлекаем детвору подвижными играми, конкурсами, зарядкой и прочими «скакалочками». Да-да, летом, в каникулы. Осенью что-нибудь придумываем в ближайшем парке — поделки из желудей, листьев. Зимой, в новогодние каникулы, нужно в праздничном шатре на центральной площади устраивать мастер-классы для малышей по новогодним украшениям, делать аппликации, собирать пазлы. Бессмысленно доказывать, что я, вообще-то, не аниматор, а преподаватель рисунка и живописи. Приказ директора. Скоро Новый год, а я с ужасом жду этот зимний «квест» в неотапливаемом шатре, — рассказала педагог Ирина Алексеевна.
- Онлайн-активности. Вам нужно будет разобраться с электронными дневниками и журналами, образовательными платформами, родительскими чатами, конференциями, олимпиадами и конкурсами в сети. Готовьтесь заполнять кучу электронных форм, проходить опросы, голосования, привлекать к этому детей и родителей. А они будут терять логины и пароли, у кого-то сайт не откроется, кто-то не сможет зарегистрироваться. Не удивляйтесь, если вечером вам в мессенджер прилетит срочная задача от руководства:
— Мне очень неловко перед родителями, когда часов в восемь вечера прошу зарегистрировать детей на каком-нибудь этнографическом диктанте или культурном марафоне. Но это означает, что я сама узнала об этом мероприятии 15 минут назад! А завуч ждёт от меня отчёта уже завтра — по количеству участников, по результатам, — признаётся Наталья Сергеевна, учитель математики и классный руководитель в средней школе.
А ещё есть педсоветы, аттестации, общешкольные мероприятия, субботники по уборке территории учреждения, дежурство на ЕГЭ и другие ситуативные активности — вам предстоит участвовать в них вместе с коллективом. К концу учебного года вы обнаружите, что проводите за работой намного больше времени, чем с родными и близкими.
Работа в преимущественно женском коллективе
Гендерный перекос в образовательных учреждениях влияет на характер отношений между коллегами. Атмосфера эмоциональная, профессиональная иерархия часто зависит от личных симпатий и установок.
Во Вконтакте есть сообщество «Подслушано у учителей», где педагоги со всей страны анонимно делятся проблемными ситуациями, просят совета. Там встречаются истории, как коллеги критикуют молодую учительницу за спиной или в открытую — обсуждают внешний вид, личную жизнь, гражданскую позицию, профессиональные навыки. Иногда конфликт может вспыхнуть буквально на пустом месте — например, не поделили кабинет:
«Работаю на две ставки. В первую смену у меня нет своего кабинета. Приходится ежедневно скитаться по разным помещениям со своими вещами. После каждого урока навожу порядок. Но всё равно часто встречаю упрёки по поводу того, что я занимаю чужой кабинет. Учителя всегда стараются высказаться в мой адрес, что из-за меня они не могут прийти пораньше и поработать в своём кабинете. Я их понимаю. Из-за этого чувствую себя паршиво. Обращалась к завучу. Она ответила, что свободных кабинетов нет, и в связи с тем, что я молодая, мне придётся побегать».
Бывает, что межличностные конфликты не обсуждают открыто, а решают «через голову»:
«Я предметник, работаю с её (коллеги) классом первый год. Сегодня она пожаловалась на то, что оценки неправильно выставлены. Отправила директору отчёт. Все согласно среднему баллу (в пользу ученика). Коллега на контакт не идёт, узнаю о своих «проблемах» только на педсовете.
P.S. Передаёт ученикам свой отрицательный настрой ко мне, те в свою очередь перестали видеть во мне авторитет. Помогите советом».
Ольга Дьяконова, психолог с восьмилетним опытом преподавания в педагогическом университете, выделяет три особо токсичные ролевые модели:
- «Общественный деятель». Активист с горящим взором, всегда участвует во внеурочных проектах, мероприятиях, встречах. Очень занят и ждёт от коллег безвозмездной помощи в выполнении профессиональных обязанностей.
- «Педагог с доски почёта». Любит быть в центре внимания, волнуется о своём имидже и престиже больше, чем о педагогических задачах. Если его «звёздность» игнорируют, начинает злословить и строить козни. Выполняет только свой объём работы, если и поможет коллегам, то будет долго и громко об этом всем рассказывать.
- «Опытный коллега». Как правило, это представитель старшего поколения, который продолжает работать на пенсии. Критикует молодых, вечно жалуется, что «молодёжь совсем от рук отбилась, а вот в наши времена…». Свою работу считает безупречной и не выносит критики, даже в мелочах.
Хрупкий баланс между интересами учеников, родителей, коллег и вашими собственными
Привыкайте к мысли, что стать хорошим для всех сразу почти нереально. Бывают конфликтные родители, коллеги, которые не одобряют ваши методы работы, проблемные ученики. А ещё есть ваша личная позиция — профессиональная и человеческая.
Молодому специалисту приходится чутко реагировать на полунамёки и завуалированные просьбы, избегать скрытых конфликтов и соблюдать негласные договорённости в коллективе.
Классический пример — завышение оценок ученикам/студентам по взаимному согласию с коллегами.
— В музыкальном училище у студента есть основная специальность, и есть обязательные сопутствующие предметы. Мы все понимаем, что если ученик одарённый, планирует поступать в консерваторию, то на непрофильных экзаменах комиссии нужно быть лояльнее. Иногда я просто «закрываю уши» и ставлю хорошие итоговые оценки по своему предмету, который для студента второстепенный. Почему? Потому что знаю, что так же поступят и коллеги, если моя «звёздочка» по фортепиано, например, не справляется с курсом по дирижированию, — делится педагог музыкального училища Марина Владимировна.
Нарушите такую договорённость — наживёте себе грозных врагов. Тот же принцип и в школах. Вы можете в первый же год столкнуться с вариациями на тему: «У Сидоровой из моего класса всего одна «тройка» — по вашему предмету. Давайте не будем портить рейтинг и как-то уладим этот вопрос».
😕 Грустный факт: союзы и войны в стане учителей часто отражаются на оценках, хотя сами ученики даже не подозревают об этом.
Что помогает справиться с проблемами
Если коротко — непобедимая любовь к профессии ❤️ Учителем, как и врачом, становятся по призванию.
Если чувствуете, что не можете выполнять свою миссию из-за специфики коллектива и позиции руководства — попробуйте сменить место работы или уйти в частную практику. Сейчас огромный дефицит педагогов, молодым специалистам везде рады. Может быть, в другом учебном заведении вы найдёте «вторую семью» в лице коллег и будете каждый день идти на работу с уверенностью в своей миссии.
Мы рассказали о проблемных случаях. Хотите статью с позитивными и мотивирующими примерами из учительской практики? Пишите в комментариях 😉
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы