Сдержаться и не нахамить стажеру — здоровая самоцензура. Промолчать об ошибке в расчетах — деструктивная. Где проходит грань, в каких случаях самоконтроль полезен, а когда разрушителен — обсудили за виртуальным «круглым столом» с экспертами.
Как это работает
Самоцензура — внутренний фильтр, который заставляет нас скрывать свои мысли и чувства из страха негативных последствий. В рабочих процессах самоцензура становится палкой о двух концах. С одной стороны, помогает избегать острых углов, сохраняет сдержанную деловую атмосферу. С другой — гасит инициативу и проактивность, вызывает хроническое внутреннее напряжение и стресс. Психолог, ACT- и EMDR-терапевт Марина Овечкина приводит наглядный пример из практики:
Недавно ко мне обратилась Анна, маркетолог с 10-летним стажем. Она два года наблюдала, как отдел движется к провалу, но молчала: «Новый руководитель так уверенно говорил о своей стратегии... кто я такая, чтобы спорить?» В итоге проект провалился, а Анна заработала невроз.
Замалчивание — классическое и самое очевидное проявление самоцензуры. Кроме того, эксперты выделяют еще несколько разновидностей:
- в жестах и мимике — не смотреть в глаза, скрывать настоящие эмоции, носить «застывшую» улыбку
- в переписке — тщательно редактировать каждое сообщение, избегать неоднозначных моментов
- в поведении — действовать строго «по скрипту», ориентируясь на явные или негласные правила коллектива
Валерий Гут, кандидат психологических наук и основатель Института Адаптивного Интеллекта, выделяет три формы самоцензуры: адаптивную, защитную и патологическую.
Адаптивная — это осознанный выбор способа коммуникации в зависимости от ситуации и собеседника. Так сохраняем индивидуальность и при этом эффективно взаимодействуем с окружающими. Защитная самоцензура помогает избежать конфликтов и неприятностей — например, увольнения. Патологическая форма выражается в постоянном страхе высказать хоть какое-то мнение — «сижу и молчу в тряпочку»
По наблюдениям Марины Овечкиной, самоцензура процветает в коллективах с жесткой иерархией, в токсичной атмосфере, а также в организациях, где принято «стучать» на коллег. Интересно, что младшие сотрудники чаще молчат о рабочих проблемах, а руководители — о личном, отмечает эксперт. Был случай: женщина-руководитель никогда не упоминала о детях, боясь потерять авторитет, хотя мужчины на управленческих должностях свободно делились семейными историями.
Самоцензура — это попытка мимикрировать под чьи-то ожидания, иногда она принимает причудливые формы.
Например, в ИТ-стартапе можно увидеть, как более зрелые сотрудники пытаются вписаться в молодежную культуру — одеваются в не свойственном себе стиле, пытаются использовать язык зумеров, что выглядит довольно нелепо.
Самоцензура со знаком «+»
Только благодаря способности к самоконтролю у нас есть возможность работать в адекватной деловой обстановке. Здоровая самоцензура помогает соблюдать:
- субординацию
- общепринятые нормы поведения
- корпоративные правила и деловую этику
Это касается и переписки, цифровой этикет никто не отменял.
Иногда люди не подбирают слова, забывая, что сообщения каждый читает со своей внутренней интонацией. Например, однажды при обсуждении сложного вопроса в чате руководитель написал: «Вы еще прежние задачи не выполнили, посмотрите протокол». Заместитель ответил: «Покажите протокол». Возникло напряжение. После личного созвона выяснилось, что руководитель просто не хотел перегружать заместителя, а тот лишь уточнил, что именно не выполнил.
Если бы каждый озвучивал мысли без фильтра «внутреннего редактора», рабочее общение превратилось бы в базарную свалку. Отсюда второй плюс самоцензуры — меньше ненужных ссор и конфликтов. Сравните:
🔴 Отстойный у тебя макет получился, нас клиент убьет за такое, иди переделывай
✅ Мне кажется, макет надо доработать, прежде чем показывать клиенту
🔴 Иваныч, ты задрал со своими срочными задачами, до пятницы даже не притронусь
✅ Сергей Иванович, у меня сейчас в работе другая срочная задача, постараюсь посмотреть ваш документ в пятницу
Третий плюс — «хорошая» самоцензура стимулирует работника не замалчивать, а исправлять ошибки и недочеты. Наш постоянный эксперт Елизавета Лаврова — генеральный директор компании «Трипитака» — поделилась ярким примером:
Недавно видела, как рабочие в процессе трамбовки и заливки асфальта допустили неточность, которую не разглядеть невооруженным глазом. Однако они нашли способ решить проблему — залили свежий асфальт водой, отметили уклон и исправили погрешность.
А ведь могли бы просто оставить все как есть — со стороны дорога выглядела идеально. Даже если ошибка незначительна и видна только самому исполнителю, здоровая самоцензура заставляет докопаться до сути и убрать огрехи.
Екатерина Фан резюмирует:
Самоцензура помогает поддерживать порядок, уменьшает количество конфликтных ситуаций и улучшает имидж бренда — когда сотрудники думают, что и как говорят, клиенты и партнеры видят компанию в лучшем свете.
Самоцензура со знаком «–»
Все приглашенные эксперты подчеркнули, что чрезмерная, неоправданная самоцензура вредит и людям, и работе. Из наблюдений психолога и бизнес-тренера Ирины Николенко:
Часто сотрудники замалчивают проблемы — например, скрывают ошибки, боясь негатива со стороны руководства. Пытаются справиться в одиночку там, где нужно попросить помощь. Другой пример — боятся критиковать коллег или начальника, даже если возражения конструктивные. Разумеется, проблемы при этом не исчезают, просто остаются невыявленными.
Постоянно подавлять свои мысли и чувства — прямой путь к выгоранию или увольнению, а компании, где люди боятся говорить, обречены на стагнацию. Привычка к жесткой самоцензуре убивает креативность — вместе с ней инновации, конструктивную критику и прогрессивный подход к решению задач. Психолог и гештальт-терапевт Валентина Липская отмечает еще один серьезный минус:
В коллективе нарушается коммуникация — из-за недосказанности люди не могут эффективно обмениваться информацией, возникает хроническое недопонимание.
Чрезмерная самоцензура порождает навязчивый страх перед ошибками, нездоровый перфекционизм и тревожность — получаем стопор в профессиональном развитии сотрудника, а иногда и целого отдела.
Представьте: вы готовитесь к публичному выступлению. Переживаете, чтобы все прошло гладко, поэтому выбираете самые безопасные темы и фразы. Корень проблемы не раскрыли, спорные моменты не подсветили, новых решений не предложили — ну и что, зато все мягко и безопасно, никто не придерется.
Как бороться с перегибами
Эксперты сходятся во мнении, что начинать нужно с корпоративной культуры. Если в компании поощряют только «одобряемые» мнения и пресекают свободное выражение мыслей — сотрудникам, конечно, проще включить самоцензуру на максимум, чем чувствовать себя отщепенцами. Ирина Николенко:
Важно создать рабочую среду, где людям не страшно делиться идеями и мнениями. Это не только улучшит атмосферу в коллективе, но и повысит общую эффективность работы.
Как этого добиться:
- создать безопасное пространство для обратной связи, слушать и слышать
- поощрять конструктивную критику
- разделять личное и профессиональное
- не допускать токсичности, разговаривать с подчиненными уважительно, не унижать и не давить
Главная задача прогрессивного руководителя — найти золотую середину, чтобы и дисциплина была, и свобода самовыражения не страдала. Сотруднику — найти баланс между уместностью и проявлением своего «я».
Яркая метафора от Марины Овечкиной:
Здоровая самоцензура подобна деловому дресс-коду — помогает выглядеть профессионально, но не должна превращаться в смирительную рубашку.
Ставьте 👍, если тема откликнулась
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы