Почему не дают повышение? Семь факторов, которые тормозят карьеру

Даже при отличных результатах, солидном опыте скромность и перфекционизм становятся барьерами на пути к карьерному росту. Из статьи узнаете, какие «блоки» мешают стать руководителем или начать больше зарабатывать.

#1. Излишняя скромность

Застенчивым тяжело продвигаться по карьерной лестнице. Недостаточно быть продуктивным — важно смело заявлять о своих результатах и брать инициативу в свои руки. Адекватный руководитель отметит стремление сотрудника повысить показатели и неравнодушие к собственному карьерному росту, сможет предложить повышение, премию или нематериальные бонусы, например, отгулы. В то же время скромных даже при хороших результатах просто не замечают: срабатывает установка «если это работает — лучше не трогать, чтобы не сломать». 

Бывает, что именно застенчивость негативно влияет на результаты работы. Например, сотрудники боятся подходить за информацией к руководителям и коллегам и в итоге не получают ее. Это может замедлить работу и ухудшить результаты.

Излишняя скромность иногда мешает объективно оценивать работу всей компании. Коллеги из других подразделений могут не знать, в чем вклад того или иного сотрудника в общее дело, как он помогает компании достигать результатов. Если это неизвестно и руководству компании, таких сотрудников могут несправедливо оценить и даже уволить, тогда компания лишится ценного кадра, — отмечает Алексей Максимченков, основатель «Бизнес Факта», ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге по версии журнала «Эксперт».

Наконец, из-за вашей скромности начальство может просто не догадываться, что хотите повышения. И даже при самых выдающихся результатах не будет вам его предлагать.

#2. Ограничивающие убеждения

Алексей Максимченков добавляет, что мешать карьерному росту могут и установки, заложенные еще в детстве. «Живи тихо», «Не лезь, куда не просят», «Где родился, там и пригодился» — подобные фразы от родственников могут повлиять на человека в будущем и ограничить его карьерные стремления. Есть установки, которые связаны с деньгами. Когда-то считалось: хорошо заработал — значит, наворовал, и люди при деньгах становились для общества плохими. Так обесценивают материальные ценности и стремление людей улучшить свое финансовое положение. 

#3. Нетерпеливость

Это еще одна крайность, которая тормозит карьерное развитие. С одной стороны, очевидно: чтобы зарабатывать больше и расти по карьерной лестнице, нужно учиться и работать. А с другой, в соцсетях мы видим тех, кто получает миллионы (кажется) без особых стараний. Поэтому многие не готовы ждать и рвутся сразу на топовые позиции без опыта. А когда не получают желаемого, разочаровываются и теряют мотивацию. Важно понимать, что развитие требует времени, усилий и отработки на практике.

#4. Низкая мотивация

Человек слишком долго остается на своей позиции, не получает нового опыта и не развивается. Чтобы так не происходило, нужно сравнивать текущие показатели с теми, что были 1–3 года назад. 

Часто так происходит, что работник не видит перспектив: если нет возможностей развития, значит, не нужно что-то менять. Но возможности есть всегда, главное — найти мотивацию. Например, начать вдохновляющих видео, книг. Второй уровень — найти подходящее окружение. Если вы самый умный, успешный и богатый в комнате, значит, пора менять комнату. Будьте среди людей, которые в чем-то превосходят вас, непрерывно развиваются и растут. Так у вас не останется шансов на стагнацию. Еще один вариант — обучение. Можно найти тренинги и небольшие курсы профессии или по социальным навыкам: например, по планированию, общению с коллегами, мотивации. Учебный проект можно синхронизировать с рабочими задачами, что будет полезно и специалисту, и работодателю, — советует Алексей Максимченков.

#5. Неуверенность в себе

Когда сотрудник не уверен в своих силах, он реже берет на себя инициативу, боится новых вызовов. Страх ошибок и критики мешает выступать с идеями и проектами, которые могли бы повысить его ценность в глазах компании.

Елизавета Лаврова, генеральный директор ООО «Трипитака» рассказала такую историю:

В нашей компании работала сотрудница-профессионал с очень хорошим потенциалом. Она отвечала за участок работы, важный для организации и сотрудников, и была очень заинтересована своим делом. Без понукания и напоминаний она всегда была готова углублять свои знания, наращивать компетенции. Она досконально прорабатывала любой вопрос, который ей поручали, и давала обратную связь даже в более полном объеме, чем требовалось. 

У нее было все для дальнейшего движения по карьерной лестнице. Поэтому мы решили создать группу, которая будет в более расширенном объеме выполнять те же функции, что и раньше, сделали ее старшей и дали в подчинение коллегу. 

Но оказалось, что, хотя сотрудница в полной мере владела профессиональными компетенциями, ей недоставало компетенций личностных. Она не могла реализоваться как лидер. Ей мешали внутренние комплексы, зажатость, боязнь отстаивать свое мнение. К тому же у нее были очень тихий голос и неубедительная речь. Все это не дало ей реализоваться в качестве руководителя блока, и в итоге она сама отказалась от этой должности. Мы разделили участки работы, и она осталась на своем прежнем месте.

Внутренние комплексы, особенности личности, мешающие стать лидером, отсутствие нужных для этого качеств — все это часто мешает специалистам двигаться по карьерной лестнице, расти до качественных руководителей и управленцев.

#6. Перфекционизм

Стремление к идеалу приводит к затягиванию сроков и чрезмерной сосредоточенности на деталях, снижает общую продуктивность. Перфекционисты часто избегают новых задач, опасаясь сделать что-то недостаточно хорошо. Руководство может воспринимать это как недостаток гибкости. В результате такие работники могут застревать на одном месте, терять возможности проявить себя в более ответственных ролях.

У нас работал талантливый и амбициозный менеджер проектов. Он быстро освоил все процессы и показывал отличные результаты. Но его излишнее стремление к идеалу приводило к проблемам. Не мог делегировать задачи и принимать решения вовремя, потому что старался контролировать каждую мелочь. Это тормозило работу всех.

Чтобы не хоронить потенциал менеджера, я решил помочь ему развить навыки управления временем и делегирования задач. Несколько раз мы встречались, чтобы обсудить способы оптимизировать его работу, а потом я отправил его на тренинги по управлению проектами и работе в команде. Эти тренинги помогли ему понять, что идеальный результат не всегда возможен, научиться доверять коллегам. Также я закрепил за ним ментора, который помогал справляться с перфекционизмом и улучшать профессиональные навыки. Постепенно менеджер начал делегировать задачи и фокусироваться на стратегических аспектах проектов, а позже стал руководителем отдела, — рассказал Алексей Максимченков.

#7. Плохие коммуникативные навыки

Если сотрудник не умеет ясно доносить мысли и идеи, выстраивать экологичную коммуникацию, то ему будет трудно на любой должности. Руководство может воспринимать такие трудности в общении как недостаток лидерских качеств. Для успешной карьеры нужно эффективно взаимодействовать с людьми, а руководителю еще и важно правильно ставить задачи, давать обратную связь.

Лариса Богданова, директор IBC Human Resources, поделилась кейсом на эту тему:

IT-специалист Петр, 28 лет, пришел в фирму простым сисадмином. За три года поднаторел в технической части, изучил нужные и редкие программы на продвинутом уровне, научился находить решения в сложных ситуациях. В какой-то момент Петр понял, что засиделся в компании. Понимая риск ухода классного сотрудника, его руководитель стал искать варианты развития Петра. Решение нашлось: в департаменте по работе с клиентами вводили ставку менеджера проектов. Стороны ударили по рукам, и молодой человек с энтузиазмом включился в процесс. Все шло гладко, кроме одного «но». Выяснилось, что парень косноязычен, его речь полна слов-паразитов, порой с использованием нецензурных выражений. Руководитель в растерянности, так как ранее такой особенности в коммуникации Петра не замечал. Очевидно, что отправлять сотрудника «в поля» на переговоры с заказчиками рискованно. Но и терять специалиста не хотелось. 

Тогда совместно с эйчаром провели ревью, подвели итоги работы Петра, его успехи и достижения, наметили план дальнейших действий по развитию специалиста в новой должности. Коллегам удалось тактично подсветить коммуникацию как зону роста: «Мы тебя ценим как классного профи. И чтобы достичь результатов, которые мы с тобой вместе обсудили, нужно поработать вот по таким направлениям. Для этого есть варианты: книги, видеокурсы по ораторскому мастерству, семинары, оффлайн-обучение от классного тренера, которое тебе оплатит компания». 

Оказалось, что Петр ранее просто не задумывался над манерой общения, поскольку это не входило в его непосредственные обязанности. Он постепенно исправился и вырос до руководителя отдела, более того, теперь выступает в качестве спикера на отраслевых IT-конференциях. С улыбкой вспоминает этот кейс и делится историей своей карьеры уже с новыми сотрудниками.

Поставьте 🔥, если статья была полезной!