Шесть уроков маркетологу-фрилансеру: учимся на чужих ошибках

Катя Воронежцева отказалась от теплой и сытой офисной жизни в 2014 году. Прошла тернистый путь от бирж копирайтинга с копеечными ценами до онлайн-маркетолога, который сам выбирает, с кем и на каких условиях работать. Почитайте Катину историю, а бонусом — шесть жизненных уроков героини, усвоенных на горьком опыте.

Все началось с жуткого выгорания

В начале 2010-х я работала на предприятии-подрядчике крупной компании. Пригласил меня туда бывший коллега.

Я была помощником генерального директора по производству, его правой рукой по оргвопросам на объектах — звеном между руководством и производством. Если где-то что-то случалось, надо было быстро разрулить самой или подключить босса.

У нас был классный коллектив, огромные бюджеты, драйвовые задачи. Школу жизни там прошла по полной — для меня не было слова «невозможно», научилась решать любые экстренные вопросы в любых обстоятельствах. Но это была работа на износ для такой молодой девчонки. Например, сломалось что-то на объекте на далеком севере — звонят мне в три часа ночи, и надо сразу решать проблему, потому что простой на объекте стоил сотни тысяч рублей. Иногда задачи были на грани сюрреализма. До сих пор вспоминаю случай с банкетом в чистом поле и удивляюсь, как это вообще удалось организовать 🙈

Топ-менеджмент поставил задачу устроить торжественное открытие объекта. Представьте: чистое поле, километров 25 от ближайшей трассы. Моей задачей было организовать в этой точке шикарный банкет по высшему разряду. А на дворе прохладный такой апрель. Конечно, солидный бюджет здорово развязывал руки, но силы и нервы за него не купишь. Справилась — вместе с коллегой  обустроили все по разряду “пять звезд”: были у нас и шатры, и кейтеринг, и официанты в белых перчатках, и деликатесы.

В какой-то момент поняла, что больше не могу работать в режиме 24/7. Выгорела дотла. Уволилась по соглашению сторон, получила три или четыре оклада, сейчас уже не помню точно. Сказала себе, что никогда и ни за что к офисной работе не вернусь.

Путь фрилансера

Стала искать, где можно работать онлайн, не привязываясь к одному заказчику. Как-то попались в интернете статьи  Дмитрия Кота, и решила попробовать себя в копирайтинге. Тогда как раз бурно развивались биржи контента. Я зарегистрировалась на всех, завела электронные кошельки. Откликалась на все, брала любые задания, параллельно осваивала SEO. Сначала мне очень нравилось разнообразие тем, в каждую погружалась — писала про все на свете, от взрывозащищенных фонарей до отелей в Турции.

Сейчас я берусь написать статью, если предлагают не меньше, чем 7-8 тысяч. А тогда, в эпоху бирж, писала за копейки. Серьезно, 10-12 рублей за тысячу знаков, если предлагали 25-30 — это уже вау!

Потом я освоилась, набила руку и решила, что могу претендовать на большее. Завела карточку исполнителя с портфолио, поставила ценник повыше. Дела пошли в гору, но однажды мне надоело писать переспамленные тексты с зашкаливающей «тошнотой», надоело тратить столько времени на дешевые заказы.

Решила уйти в сферу SMM, тогда это все было на взлете. Изучила тему, прошла курсы и стала вести аккаунты компаний в соцсетяхВ процессе постоянно расширяла компетенции — научилась и картинки делать к постам, и рекламу настраивать, могла брать SMM-заказы «под ключ».

Следующий шаг – контекстная реклама в Яндексе. Освоила и это, прошла очередное обучение и стала предлагать заказчикам как дополнительную услугу. Брала все заказы подряд, где цена устраивала — кому тексты писала, кому аккаунт вела, кому рекламу настраивала. К тому моменту появились полезные контакты. Меня находили не только через биржи, но и по сарафанному радио.

В один прекрасный день я поняла — а ведь все мои новые навыки объединяются словом «маркетинг». Кстати, это был мой любимый предмет в университете. Что ж, думаю, ведь на простые задачки можно найти исполнителя, а самой выйти на следующий уровень, смотреть шире, стать маркетологом. И вот, стала фрилансить уже в качестве онлайн-маркетолога.

Как работает маркетолог

Странное дело — все давно знают слово «онлайн-маркетолог», но многие до сих пор точно не понимают, чем он занимается. Объясню:

Если просто, то маркетолог продвигает в интернете товар, услугу или бренд, чтобы у бизнеса было больше клиентов. Чем круче маркетолог, тем больше у него в арсенале инструментов для продвижения. Получив клиента, маркетолог первым делом узнает: что продаем, кому и где, по каким каналам. Какой бюджет, каких показателей хотим добиться. Потом начинает подбирать к задаче инструменты.

Если привычные каналы приносят мало или бизнес просто хочет расти дальше, то маркетолог тестирует новые идеи. За это многие с подозрением относятся к нашему брату — вечно они экспериментируют на наши деньги, а вдруг не выстрелит. Но это рабочий вариант — иначе более смелые конкуренты найдут идею и заберут долю рынка.

Маркетинговая стратегия строится не основе целей бизнеса  — допустим, увеличить продажи на 10% за полгода. Маркетолог решает, как будем помогать в этом вопросе. Например, у нас хорошо работают соцсети, и если нарастить количество подписчиков на аккаунте бренда с 1 000 до 5 000 за два месяца, то они будут покупать больше. Считаем бюджет, определяем KPI и смотрим, работает ли наша гипотеза.

Мои рабочие будни состоят из проверки статистики по уже запущенным инструментам, а также развития и тестирования новых. Ну, и отчеты, конечно, метрики, эффективность. Есть шутка, что прямо сейчас где-то над таблицей плачет хоть один маркетолог. Если что-то хорошо работает — масштабируем, развиваем, увеличиваем бюджет. Плохо работает — оптимизируем или отказываемся. Что-то делаю сама, к чему-то привлекаю подрядчиков.

Важные уроки, которым научила меня жизнь на фрилансе

#1: Обо всем договариваться на берегу

Предметно утверждайте задачи до начала работы. Часто бывает, что клиенты говорят: «Нам просто надо рекламу запустить». А потом начинается: «Ой, нам еще соцсети бы вести и сайт под SEO оптимизировать». В итоге работаешь за пятерых безо всяких доплат. Обязательно надо проговорить с заказчиком, как они понимают маркетинг и твою роль. Бывает, надо проводить ликбез — что ты не волшебный единорог, который сразу увеличит продажи в 1000 раз.

#2: Никаких серых схем

Все фиксируйте документально и работайте «по-белому». Во-первых, это дисциплинирует и тебя, и заказчика — сверх договора ничего требовать не имеют права, но все обещанное ты обязан сделать. Во-вторых, серьезные клиенты не будут связываться с серыми схемами, им нужен статус самозанятого или ИП. Они работают только с документами, никаких «голых» переводов на карту.

А еще это убережет от обмана. Я всегда работала по пост-оплате. Столько шишек набила, когда брала заказ под честное слово и устную договоренность. Например, заказчик мог посчитать, что сделано недостаточно и не заплатить совсем ничего.

#3: Фокусироваться на задаче

Все фрилансеры проходили этот этап. Работаем в кафе, в дороге, на даче — тут на сериал отвлечешься, там с подружкой заболтаешься. Без самодисциплины фрилансеру не выжить. Научитесь жестко разделять работу и досуг. Выделите себе два часа на работу, когда вы погружаетесь на 100%, игнорируя весь окружающий мир.

#4: Стать универсальным солдатом

Фрилансер работает параллельно с несколькими проектами — вы быстро выдохнетесь, если к каждому будете подходить «с нуля». Выработайте базовую схему рабочего процесса и следуйте ей, адаптируя под разную тематику. Например, мне неважно, что продвигать — хоть экскаваторы, хоть элитную косметику. Я составляю стратегию действий и иду по ней, меняя только набор инструментов, которые работают в нише. Чтобы погрузиться в новую сферу, достаточно трех дней. Дальше просто подгоняю информацию к схеме, наращиваю мясо на скелет.

#5: Всегда учиться

В маркетинге, как и во многих современных профессиях, все очень быстро бежит вперед. Появляются новые инструменты, сервисы, каналы. Надо всегда держать руку на пульсе и отслеживать рынок, иначе превратишься в мамонта. И обязательно читайте тематические паблики, каналы, блоги. Если за 3-4 месяца не научился ничему новому — окажешься на обочине, а заказчики уйдут к более информированным.

#6: Беречь связи

Сеть полезных контактов — главное сокровище фрилансера. Ее надо бережно хранить, поддерживать и развивать. Даже когда проект закончился, контакты пригодятся — причем иногда в самый неожиданный момент. Я веду список с пометками — кто из какой сферы, когда и как работали, чем может быть полезен. И не стесняйтесь напоминать о себе — да, я специалист в такой-то нише, открыт для предложений. 

От редакции: путь фрилансера подойдет не каждому. Почитайте две полярные жизненные истории:


Что думаете о «пожизненном» фрилансе? Ставьте реакцию под статьей.