Никто не застрахован от трудных жизненных ситуаций. Утрата единственного жилья, инвалидность, долги по ЖКХ, трудности с поиском работы — причины могут быть самыми разными. Но граждане РФ имеют право обратиться за помощью к государству в кризисный момент — заключить социальный контракт. Узнали у юристов, как это работает.
Кто и с кем заключает контракт?
С юридической точки зрения, социальный контракт — это обычный договор. С одной стороны — нуждающийся гражданин, с другой — государство в лице регионального органа соцзащиты. У договора есть конкретная цель: помочь россиянину выбраться из кризисной ситуации, найти стабильный источник дохода.
— Социальный контракт вправе заключать малообеспеченные семьи и малоимущие одинокие граждане с доходом не выше уровня прожиточного минимума в регионе проживания, граждане, потерявшие работу с 1 марта 2022 года и признанные безработными. Размер доходов не учитывается, если это не помощь в трудной жизненной ситуации, — уточняет практикующий юрист, аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов Ольга Сафонова.
Помимо перечисленных условий человек должен иметь гражданство РФ и постоянную прописку в регионе, где заключает соцконтракт.
Материал по теме: краткий ликбез по социальному контракту на нашем Дзен-канале.
Какую помощь можно получить?
У государства есть четыре программы для поддержки граждан по контракту:
1. Поиск работы, обучение или переобучение. Срок договора — до 9 месяцев.
— В этом случае государство выделяет деньги на трудоустройство безработного в течение определённого контрактом времени, максимальный период поиска работы не должен превышать 9 месяцев. Если человек в это же время состоит на учёте как безработный, то сможет получить двойное пособие, — объясняет генеральный директор компании ЗАО Аудиторская фирма «ФИНАНСЫ-Н» Виталий Сапелкин.
Гражданину могут помочь с обучением или повышением квалификации. На это по контракту готовы выделить до 30 тысяч рублей.
2. Стартап в статусе ИП или самозанятого. Срок контракта — до 12 месяцев. За это время человек должен согласовать с органами соцзащиты бизнес-план, запустить своё дело и увеличить доход.
— По программе установлен лимит в 250 тысяч рублей, которые можно использовать только по целевому назначению, а не на личные нужды, — напоминает эксперт.
Например, на эти деньги можно купить оборудование, материалы, арендовать помещение. Но сумма арендной платы должна быть не более 15% от субсидии. Деньги выдают не под «честное слово», нужно подготовить стратегию.
— Открыть ИП по соцконтракту не так уж и сложно, единственная тонкость — с расчетами, но только первое время. Нужно всё тщательно продумать, описать преимущества бизнес-модели и пользу, которую проект принесёт обществу. Потом соцзащита назначает куратора для проверки бизнес-плана, консультирует, согласует идею с условиями контракта. Лучше всего оформлять субсидию в начале года, когда в бюджете есть свободные деньги. Так вероятность одобрения вырастает в несколько раз, — добавил Виталий.
3. Ведение личного подсобного хозяйства. Срок договора — до 12 месяцев. Если у человека есть участок земли, государство готово помочь с выпуском продукции на продажу.
— Человеку с земельным участком предоставляют до 100 тысяч рублей — например, на покупку семян и садовых инструментов. За год контракта человек обязан встать на учёт как самозанятый и увеличить доход, продавая сельскохозяйственную продукцию, — комментирует руководитель юридического отдела федеральной юридической компании «Мой юрист» Дмитрий Бухарин.
4. Адресная помощь в трудной жизненной ситуации. Срок контракта — до 6 месяцев. Решение госорган принимает индивидуально в каждом конкретном случае. Например, человеку могут выделить деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей и лекарств, помочь пройти диспансеризацию, организовать присмотр за маленькими детьми.
Материал по теме: Запоминай и складывай: как оформить налоговые вычеты
Какие обязанности появляются?
После подписания контракта госорган разрабатывает индивидуальную программу социальной адаптации. Получатель субсидии обязан выполнять эту программу и отчитываться.
— Например, в процессе поиска работы гражданин обязан ежемесячно представлять в соцзащиту документы о выполнении заявленных мероприятий. По окончании действия социального контракта — сведения о доходах. По запросу — информацию об условиях жизни в течение 12 месяцев со дня окончания действия социального контракта, — уточняет Ольга Сафонова.
По другим программам тоже надо предъявлять расписки, товарные и кассовые чеки, договоры купли-продажи и прочие документы о целевом использовании денег.
Добросовестность гражданина проверяют на всех этапах — через запросы работодателю, в орган местного самоуправления, налоговую службу и другие структуры. Если человек не следует программе адаптации — выплат ему не видать.
Важно: при выявлении контролирующим органом нарушений, полученные по соцконтракту деньги придётся вернуть.
Как подать документы на соцконтракт?
В некоторых регионах это можно сделать через сайт Госуслуг. Если в вашем городе такой возможности нет, подавайте заявление в центр соцзащиты или через МФЦ. Заявки принимают напрямую от гражданина или его законного представителя. Максимальный срок рассмотрения документов — 3 месяца, за это время госорганы проверят все сведения о человеке.
— Заключить социальный контракт вправе человек, доход которого ниже прожиточного минимума в регионе. При этом у заявителя или его семьи не должно быть слишком много имущества, например, двух квартир или машин, — напоминает Дмитрий Бухарин.
🔵 Подробности о порядке регистрации заявления и пакете необходимых документов.
___
У вас остались вопросы? Пишите в комментариях, наши эксперты помогут разобраться в юридических тонкостях.
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы