Изучают ли ваши соцсети при найме?

Быть в соцсетях собой или играть роль паиньки - чтобы понравиться потенциальному работодателю?

Ваш цифровой след в Сети влияет на ваш характер, интересы и предпочтения, на репутацию. Так или других, большинство работодателей заглядывают на странички среди сотрудников. Некоторые компании к дополнительному профилю соискателей с особой серьезностью.

В нынешней эпохе преднамеренно создало такое опасное или опасное поведение для пользователя. Ведь в резюме мы все прекрасные люди, а в интернете раскрываемся по-настоящему. Может, вы любите выпить и подебоширить. А может, слишком активно интересуетесь политикой и можете в какой-то момент не выйти на работу, оказавшись в каталажке. Претендующий на вакансию продавца в дорогом магазине - хам и абьюзер, а неплохой вроде бы юрист делает три ошибки в слове «Давериность».

Что смотрят работодатели?
Социальные сети принято делить на личные (Instagram, ВКонтакте, Одноклассники) и профессиональные (Facebook, LinkedIn, Хабр Карьера), но это деление очень условно. Некоторые пользователи удачно их комбинируют: в Instagram и ВКонтакте постят профессиональные успехи и сертификаты о повышении квалификации, а в Facebook выкладывают семейные фото.
Работодателей интересуют социальные сети, в которых вы активнее всего: одна аватарка и закрытая страница с подзамочными постами не позволяют увидеть отпечаток вашей личности: они хотят знать больше о вашей жизни и интересах. Рекрутеры просматривают аккаунты соискателей, чтобы подтвердить или дополнить информацию в резюме, посмотреть, с кем и на какие темы вы общаетесь, в каких группах состоите и сколько времени проводите в интернете. Это помогает сформировать целостную картину о кандидате.


Несколько экспертов высказались на эту тему в интервью ТАСС.
Заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников считает, что соискателю может навредить любая информация, которую работодатель посчитает негативной. Это может быть что угодно: даже то, что работодателю субъективно не понравится лицо кандидата. Так что не кривляйтесь на камеру слишком часто.
Социолог Алексей Рощин говорит, что людей рабочих специальностей не оценивают по профилям в соцсетях, такая проверка касается только офисных сотрудников.
Руководитель направления подбора персонала Manpower Group по России и СНГ Илона Иванс смотрит на наличие бизнес-фотографий и количество контактов, особенно если это кандидат с опытом работы или претендует на руководящую позицию.


Менеджер по персоналу компании «Монтбрук» Елена Шкодик особое внимание уделяет тому, сколько времени человек проводит в соцсети. Если кандидат размещает больше 5 текстовых постов в день, дополняет их парой репостов и потом еще активно воюет в комментариях с теми, кто неправ, то у рекрутера возникает резонный вопрос: хватит ли соискателю времени на работу?

Как не отпугнуть потенциальных работодателей?

✅ Указывайте в профиле реальные имя, фамилию и фотографию. Считается, что кандидат, которому нечего скрывать и который не совершает социально неодобряемых действий, не будет прятаться под никнеймом и аватаркой.

✅ Следите за совпадением данных в аккаунтах и резюме. Дата рождения, места и сроки работы, увлечения, место жительства должны совпадать.

✅ Осторожнее высказывайтесь на острые темы, такие как религия, политика, медицина. Следите за тем, чтобы ваше мнение не несло оскорблений и негативную оценку в адрес людей, у которых другая точка зрения, иначе вас сочтут твердолобым скандалистом. Свою точку зрения можно и нужно отстаивать, но аргументировано.

✅ В споре сохраняйте спокойствие и адекватность: не оскорбляйте других людей, не «кричите» капслоком, не переходите на личности, будьте терпимы и уважайте чужое мнение. Если у вас нет весомых аргументов в пользу своей точки зрения, лучше пройти мимо. Эмоции, переход на личности, обсуждение внешности или социального статуса оппонента — это не аргументы. Ваша задача в споре – максимально корректно затроллить оппонента, чтобы именно он перестал себя сдерживать – тогда всем остальным будет очевидно, что правы именно вы.

✅ Не выкладывайте в общий доступ фотографии в нижнем белье, с алкоголем и сигаретами, с агрессивным посылом. Сюда же можно отнести фото около чужих машин, с «котлетами» купюр в руках и прочие попытки показать свою успешность, актуальных в пубертатном возрасте. Если вы постили такое 10 лет назад, а сейчас образумились – возьмите и удалите этот контент.

✅ Не используйте ненормативную лексику. Из этого правила есть исключения — например, дизайнеры, пиарщики и люди других творческих или диджитал-профессий часто могут себе это позволить. Но обратите внимание, что с 1 февраля 2021 года действует закон, по которому соцсети должны удалять нежелательный контент, к которому относится и нецензурная брань. Также в число нежелательного контента входят призывы к экстремизму, информация об изготовлении наркотиков и порнографические изображения несовершеннолетних. Да и просто обнаженное тело – впрочем, Facebook и Instagram за такое вас и так оперативно забанят.

✅ Не разглашайте конфиденциальную корпоративную информацию, не сплетничайте о руководстве и коллегах. Не пытайтесь расквитаться с обидчиком, написав про него изобличительный пост. То же самое касается брендов, которые поступили с вами несправедливо: велик риск, что вы просто не понимаете бизнес-процессов и будете выглядеть смешно. Из серии: «Я опоздал на одну минуточку, а меня не пустили в самолет, хотя он еще не улетел, аэропорт и авиакомпания – негодяи».

✅ Не стоит также постоянно постить на стену открытки с котиками, ангелочками и нелепыми стишками. То же самое касается «пацанских цитат» и «писем счастья». Если вы старше 15 или моложе 60, вас не поймут.

✅ Если на вашей страничке бывает нежелательный контент, настройте видимость таких публикаций доступной только близким друзьям.

✅ Следите за тем, что репостите и лайкаете. Эти действия подтверждают ваше согласие с мнением автора, поэтому подходить к перепостам следует с той же ответственностью, с какой подходите к личным публикациям. Либо пишите при репосте свое отношение к контенту: мол, посмотрите, какая глупость распространяется по интернетам.

Но не все работодатели считают полезным просматривать аккаунты кандидатов.

Директор по персоналу «ОБИ Россия» Гюзель Гараева считает лишним отслеживать поведение соискателя в соцсетях, так как на личных страницах многие люди стремятся создать идеальный образ, поэтому такие данные не будут объективными. Об этом она упомянула в интервью «Ведомостям».


Такого же мнения придерживаются кандидаты психологических наук Донского государственного технического университета Инна Кузьменко и Алина Долгова. В своей научной работе «Особенности самопрезентации и выраженность социальных потребностей у пользователей социальных сетей» они отмечают, что пользователи соцсетей преувеличивают собственные успехи и выносят на первый план положительные качества или те, которые считают положительными. Однако, если в профиле много агрессивных и пессимистичных публикаций, возникает вопрос: почему именно негатив человек выставляет напоказ. Возможно, это лузер, который во всех своих неудачах винит кого угодно – родственников, начальство, правительства – кроме себя.Многие рекрутеры всё же понимают, что получить полностью правдивую картину о соискателе по его аккаунту невозможно, а информация о любимой музыке и еде мало что скажет о профессиональных компетенциях.

Для всех людей хорошими вы все равно не станете: всегда найдется кто-то с противоположной точкой зрения и интересами. Главное — не переходить границы разумного, уважать других и оставаться вежливым, тогда подходящий вам работодатель не пройдет мимо.