Пока одни коллеги борются с ленью, другие перекладывают обязанности на безотказных. Если вы ответственный и эмпатичный сотрудник, от вас не отстанут. Но есть несколько лайфхаков.
Кому обычно сваливают задачи
В детстве им говорили, что надо всем помогать, чтобы нравиться людям, поведение сохранилось и во взрослой жизни, в деловых вопросах. А нужно ли нравиться действительно всем? Есть разница между помощью и чужой работой.
Дедовщину никто не отменял. Если коллега не хочет работать и перекладывает задачи на вас под предлогом «боевого крещения», уточните, в каких документах и правилах адаптации сотрудника есть такой «вводный курс».
Наглые коллеги любят играть на том, что кто-то боится увольнения. Дежурные фразы: «хочешь остаться, доказывай свою ценность», «с тебя не убудет», «сложно помочь что ли».
Если коллега плохо работает, а вы знаете, как выполнить его задачи на отлично, придержите перфекционизм, направьте его на полезные для себя дела.
![](https://www.journal.zarplata.ru/content/images/2022/08/-------------1.png)
Им проще что-то сделать, чем обсуждать или ссориться.
Часто ошибку допускают те, кто только пришёл на работу и хочет всем понравиться. Сочувствие, эмпатия и проявление доброты — это прекрасные качества, но не когда ими злоупотребляют окружающие. Не стоит забывать про себя, свои потребности, желания и цели, здоровый эгоизм ещё никому не помешал, — подытоживает PR-менеджер IW Group Юлия Шор.
Что делать, если коллега садится на шею
⭐️ Дайте себе время подумать
Возможно, ваш первый порыв — выполнить задачу вместо коллеги. Возьмите паузу. Скажите, что ответите в конце рабочего дня или утром на следующий день. Эмоции уйдут, а вы примете рациональное решение.
⭐️ Распечатайте должностные инструкции
Печатная версия документа не позволит забыть, что вас не обязывали выполнять чужую работу. Это придаст уверенности в действиях при отказе делать что-то за коллег, начальника.
![](https://www.journal.zarplata.ru/content/images/2022/07/----------------------_--------------.png)
⭐️ Составьте список своих задач и сроки
Иногда сотрудник выполняет чужую работу, так как лучше разбирается в ней или боится показаться недружелюбным.
Обычно у таких работников много незавершённых дел, они вечно в мыле и не справляются со своими задачами в срок, рассказывает управляющая «Школы бизнеса Владимира Турова» Юлия Леонова.
⭐️ Объясните, но не делайте
Если понятная вам задача входит в круг обязанностей коллеги, объясните, как её выполнять, запишите инструкцию, чтобы избежать вопросов в будущем. Потратьте на обучение время один раз, а не работайте за кого-то регулярно.
Например: Коллега не понимает, как пользоваться новой CRM-системой. Запишите ему скринкаст со своего компьютера. По видео будет понятно, что делаете на экране, а после ваших объяснений голосом отпадут другие вопросы по особенностям программы. Человек сможет пересматривать ролик и не станет тревожить вас каждый день.
⭐️ Переверните всё в свою пользу
Предложите обмен: вы делаете задачу коллеги, а он вашу. Едва ли договоритесь.
Спокойно скажите коллеге: «Извини, сам(а) загружен(а), если поможешь разгрести мой завал, то без проблем помогу с твоей задачей», — подсказывает Юлия Шор.
⭐️ Согласуйте с руководителем
Ваш руководитель знает, что вы постоянно отвлекаетесь на посторонние задачи?
Можно сказать коллеге: «Я не против помочь, только сообщу руководителю, что сейчас буду занят с твоим заданием, чтобы не возникло проблем». Или: «Я не против тебе помочь, только обратись, пожалуйста, через моего руководителя, так как я недавно получила задание от него», — учит хитростям Юлия Леонова.
Не жалуйтесь боссу, не используйте фразы: «Я работаю больше, так как выполняю чужую работу, а Иван Андреевич работает мало, но получает столько же, это несправедливо». Это неконструктивный разговор. Лучше скажите, что у вас есть список обязанностей, и новые никто не обговаривал.
⭐️ Пообщайтесь с коллегой
Может оказаться, что наглые коллеги на работе — неуверенные в себе личности, люди с какими-то проблемами.
Возможно, у человека, который вечно на вас перекладывает свои дела, неприятности в семье. Подумайте, как лучше поступить: помочь с работой, предложить взять отпуск или больничный, отправить пообщаться с эйчаром или корпоративным психологом, если такой есть. Если причина в неуверенности, напомните коллеге, что его взяли на работу и не уволили после испытательного срока, значит, уверены, что он справится со своими задачами сам.
⭐️ Извлеките урок и найдите для себя выгоду
Если вы успели набрать чужих задач, не корите себя, а найдите плюсы, как это сделала Юлия Шор:
Я помогала менее опытной коллеге и не успела закрыть свою задачу, пришлось работать сверхурочно. Но я освоила новые навыки и побывала в роли учителя, справилась с синдром самозванца и поняла, что могу делиться опытом, а это дорогого стоит.
А когда всё же можно?
Отпуск, болезнь или другие ситуации, когда коллега физически не может закрыть задачу — время забыть о том, что написано выше, и взять работу на себя. Но с условием: договоритесь с руководством, что переработки и подмену специалиста вам оплатят.
А напоследок мы рекомендуем вам посмотреть или послушать 19-минутный ролик по книге Криса Бэйли «Гиперфокус. Как научится делать больше тратя меньше времени». Там вы найдёте способы концентрироваться на важных задачах, не допустить выгорания и распределять время на работу и отдых.
Вы часто выполняете работу за своих коллег?
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы